СН-30: Опоздание во времени
К сожалению, сегодня приходится констатировать, что прощание с прежней системой получилось долгим. Сейчас довольно сложно сказать, когда и чем оно закончится. Более того, с грустью приходится констатировать: теперешняя ситуация, мягко говоря, не лучше той, что была тридцать лет назад.
Самый пропиаренный фильм большого друга нашей газеты (светлой памяти) известного кинорежиссёра Михаила Пташука называется «В августе 44-го», а самый титулованный (гран-при фестиваля в Карловых Варах) носит название «Кооператив «Политбюро», или Будет долгим прощание».
Светлана Алексиевич как-то назвала белорусов опоздавшей нацией. Опоздавшей во времени.
Возможно, кому-то это сравнение и неприятное, но, на мой взгляд, оно довольно объективное.
Мы действительно опоздали во времени и выдаем это опоздание за «стабильность». Помните, герой Короткевича вступает «в царство зыбкости, которое выдает себя за стабильность»? Хоть и касалось это событий аж позапрошлого века, сейчас происходит то же самое. «Дзікавае паляванне» продолжается. Только имя короля другое.
Еще один идеологический штамп касается сравнения этой самой «стабильности» со временами СССР.
Наша газета создавалась в последний год существования Советского Союза. Сделали «СН+» люди состоявшие и очень «больные» на правду.
Уверен, каждый из них может подтвердить, что упомянутое сравнение не отличается особой корректностью. Если нынешней беларусской властью что-то и взято с советских времен, то это в большинстве своем самое худшее.
И вообще. Не сочтите некой цензурой, но я бы на все размышлизмы о «прелестях» советского прошлого поставил гриф «50+» — то есть выставить оценку той эпохе через полвека. Чтобы иные умники не разглагольствовали о том, чего никогда не видели…
Через страницы «СН+» и мои книги «прошли» более трехсот биографических портретов. Все они непосредственно касаются тех времен, которые сейчас с ностальгией «режимные» люди и вспоминают.
Так вот — НИ ОДИН герой очерка не был баловнем судьбы, не получил что-то «на халяву». Все чего-то добились в жизни благодаря только собственному упорству, учебе и труду. А не так, как сейчас, когда для продвижения по карьерной лестнице достаточно обихаживать то, что Александр Васильевич Гликберг, более известный как поэт Саша Чёрный, называл седалищем….
Так, будущий создатель легендарного «Амкодора» первокурсник «политеха» Василий Шлындиков месяц (!!!) подкладывая под голову учебники ночевал на столичном железнодорожном вокзале, потому что в общаге ему не давали место из-за отсутствия каких-то домашних документов.
Очень сомневаюсь, будто на нечто подобное способны нынешние начальники. Особенно те, кого в фильме «Собака на сене» называют «молодыми и рьяными»
Зато ни на йоту нет сомнений в том, что они запретили бы конкурс анекдотов, который «СН+» провел накануне президентских выборов 1994 года. Анекдотов о тогдашнем премьер-министре Вячеславе Кебиче, лидере оппозиции Зеноне Пазьняке и (свят! свят! свят!) молодом Александре Лукашенко….
Теперь даже представить нечто подобное весьма сложно…
Кстати, на первой пресс-конференции в качестве главы государства, я спросил насчет дальнейших перспектив свободной прессы и услышал в ответ, что мы отныне абсолютно свободны.
В некотором смысле свое обещание А.Г.Л. выполнил: например, впервые за тридцать лет существования наша газета уже полгода не выходит в бумажном варианте. Для тех, кто любит вспоминать Советский Союз, подчеркну, что такого не было даже «при коммунистах», которые считали нас едва ли не врагами.
В дни юбилеев традиционно спрашивают, что было главным в деле, которому отдано тридцать (надеюсь, цифра будет расти) лет жизни? И какой вывод из прожитого?
Вот мой ответ: это наука ДУМАТЬ и быть СВОБОДНЫМ.
Александр Томкович