Модернизация по-беларусски: «Не расслабляйтесь. Нам надо удержать страну»
Уже в конце XIX века наследникам самураев было понятно, что «просвященное правление» без политических партий невозможно. Это истину в Беларуси еще предстоит осознать.
Любые отношения на любом уровне порождают взаимозависимость субъектов отношений. Хорошо это или плохо? В чем-то хорошо, а в чем-то плохо. Но итоговый баланс должны оценивать лишь сами субъекты. Главное, чтобы отношения выстраивались на добровольной основе.
Набираю в поисковике самой солидной газеты страны, служащей для меня кладезем государственной мудрости, фразеологизм «традиционные ценности». Обратился я к нему не случайно. Время такое. «Время передела мира». Сей факт несложно разглядеть даже из окна моей квартиры, а живу я на первом этаже.
Из окна, выходящего на Запад, в ясную погоду я имею возможность наблюдать, как «однополярная система мироустройства безвозвратно уходит в прошлое», а «коллективный Запад ведет ожесточенную борьбу за сохранение своих позиций».
Душераздирающее зрелище, должен заметить. Был бы жив ослик Иа, было бы в чью жилетку поплакаться.
У Запада — свои позиции, у нас, т.е. у Востока — свои, и чтобы их не растерять, архиважно не допустить подмены «традиционных ценностей общества». Их перечень открывает институт семьи.
Не уверен, что все сторонники традиционной семьи отдают себе отчет в том, что традиционная семья — это семья патриархальная. Тут самое время погуглить.
Патриархальная семья (греч. pater — отец + arche — власть) — «первая историческая форма моногамной (парной) единобрачной семьи, во главе которой стоит мужчина. Возникла при переходе от матриархата к патриархату вследствие закрепощения женщин в результате ослабления их экономической роли и сосредоточения богатства в руках собственников-мужчин. В классическом виде она существовала на первых этапах рабовладельческой формации, но различные ее модификации сохранились у иных народов до настоящего времени».
Занимательно и одновременно познавательно. Не перевелись еще в высоких кабинетах новаторы, избегающие современность подобно тому, как черт избегает ладана. Флаг им в руки и скатертью дорога, минуя исторические этапы в переходный период, отделивший матриархат от патриархата.
Согласно Статистическому ежегоднику, в 2020 г. на 1 тыс. человек населения в Беларуси приходилось 5,4 брака и 3,7 развода. В 1959 г. статистика отличалась принципиально: на 11,2 брака — 0,6 развода.
На первый взгляд лучшей иллюстрации кризиса института семьи и не придумать. Однако о кризисе какой семьи идет речь? Если о той, что до наших дней сохранила патриархальные черты, то распад таких семей есть благо. Такие семьи и сегодня держатся на принципе «стерпится — слюбится», отношения к добровольному союзу мужчины и женщины (Конституция РБ, Ст.32) они не имеют.
Равнение на реставрацию Мэйдзи
Модернизация, модернизация, модернизация… Любят «золотые перья» беларусской журналистики этот англицизм. Но какой смысл они в него вкладывают?
Гуглю государственную прессу: «модернизация действующих производств», «срочный ремонт и модернизация семикилометровой лыжероллерной трассы», «благодаря внедрению современных технологий и модернизации основных мощностей завод искусственного волокна…» Примеры можно множить до бесконечности.
Модернизация по-беларусски — это завоз импортного оборудования с целью реконструкции предприятий и не более того. Между тем успешной модернизация была там и тогда, где и когда под модернизацией понималось формирование правового государства, гражданского общества и рационального автономного индивида.
Один из самых убедительных примеров успешной модернизации — реставрация Мэйдзи в Японии (1868-1873), покончившая со Средневековьем.
Ее достижения перечислю с помощью цитаты из книги историка Михаила Давыдова «Цена утопии История российской модернизации»: «[реставрация Мэйдзи] упразднила сословное неравенство, провела аграрную реформу, выкупила землю у феодалов, сделала крестьян собственниками земли и предоставила полную свободу бизнесу, что в сумме сделало необходимые предпосылки для быстрого развития капитализма. Была введена всеобщая воинская повинность, принят закон о всеобщем начальном четырехлетнем образовании. В начале 1880-х годов появились первые политические партии, а в 1889 г. — конституция и парламент».
Слово «Мэйдзи» означает «просвещенное правление», и как свидетельствует японский опыт, наличие политических партий было неотъемлемой его частью в конце XIX века.
Итог модернизации мартышки (так Николай II называл японцев) подвели в 1904-1905 гг. в Порт-Артуре, на полях Маньчжурии и в Цусимском проливе.
Не до жиру, быть бы живу
Не так-то просто вспомнить пример успешного экономического развития без тесного взаимодействия с Западом. Уровень взаимодействия, естественно, сильно различался. Где-то Запад полностью доминировал. Достаточно вспомнить зависимость Западной Европы от США в годы плана Маршала или аналогичную зависимость от США Южной Кореи и Тайваня.
В годы сталинских пятилеток индустриализация была бы невозможна без импорта западных машин, оборудования, технологий и ноу-хау. При этом о политической зависимости речь не шла. По аналогичной схеме осуществлялось «китайское чудо» при Дэн Сяопине.
«История, — как справедливо заметил русский историк Василий Ключевский (1841-1911), — не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но только наказывает за незнание уроков». Не исключено, что Беларусская модель создана для иллюстрации этой истины.
Отказ присоединиться к мейнстриму (переходу от индустриального общества к постиндустриальному) — дорогого стоит. Без концентрации ресурсов подобного не осуществить. Поэтому не стоит удивляться, что на знаменах архитекторов Беларусской модели начертано: «Не расслабляйтесь. Нам надо удержать страну».
О развитии речь не идет. Не до жиру, быть бы живу. Мантрами по поводу импортозамещения на плаву не удержаться. Импортозамещение, как справедливо заметил один неглупый человек, невозможно без импортных комплектующих. А где их взять?