Недавние демарши Путина – это всего лишь очередная попытка подкинуть дровишек в топку, когда ты давно уже понял, что твой паровоз со всей дури мчится в пропасть. Что еще остается, ведь сворачивать некуда, а тормозить поздно? Плохо только то, что это не дрова, а люди.
Зачем вдруг понадобилась мобилизация, в принципе, ясно. Это явный признак краха той стратегии, которую агрессор выбрал после провалившегося блицкрига.
Он хотел конфликт не очень большой интенсивности, который можно вести до бесконечности без особых издержек для своего рейтинга. В Москве рассчитывали медленно и методично стирать в пыль украинские города, расходуя при этом лишь мелкие партии наемников. До той поры, пока Западу эта бессмысленная валтузня не надоест – и тогда можно заключать мир на победоносных для себя условиях.
Но что-то снова пошло наперекосяк: наступление застопорилось, противник пытается перехватить инициативу, по своей воле воевать даже зэки не горят желанием… Поэтому и мобилизация. Без нее реализовывать новые стратегические замыслы будет попросту некому.
Но зачем вдруг понадобились скоропалительные референдумы? Тут куда проще рационально объяснить, почему они не проводились до сих пор.
И действительно – почему Россия не аннексировала ЛДНР еще с первого захода, в одном пакете с Крымом? Этот каверзный вопрос я регулярно задаю тем сторонникам «узкого мира», которые иногда все же встречаются на моем жизненном пути.
Ведь тогда бы многие проблемы решились сами собой. Никакого «геноцида жителей Донбасса» на своей территории РФ бы не позволила. Да и попробуй туда сунуться укронацисты…
Даже тех людей, у кого логика – явно не самая сильная их сторона, этот вопрос ставит в тупик.
Может, опасались санкций? Да прямо-таки… Все, что Россия на тот момент могла отгрести от благодушного и нерешительного запада, она и так отгребла за Крым. После чего перестала бояться санкций вовсе. От щекотки империи не умирают.
Может, местные жители были против? Да полноте! Кто их вообще спрашивает?
Ответов, думаю, два.
Во-первых, Российской империи в этом конфликте были нужны вовсе не новые пару десятков тысяч км2 территорий. У нее и со своими проблем полно: земли исконные от перенаселения и благополучия не страдают.
Империи была нужна вся Украина – как необходимый пазл того евразийского дома, который строится в чьих-то воспаленных умах на чьих-то костях – разумеется, не своих. Империя не склонна мелочиться.
Замороженный конфликт в Украине давал надежду со временем обрести большой куш. Вот поэтому войну на Донбассе кремлевская пропаганда долгое время преподносила именно как гражданскую: дескать, это не мы, это шахтеры борются с нациками. Косвенно такой подход нашел свое отражение и в тексте не к столу помянутых Минских соглашений.
Что ни говори, ручной «сепаратизм» – это идеальный троянский конь.
Стоит напомнить, что именно так называемый «геноцид» (или, шире, непонятный статус ЛДНР) стал casus belli для нынешнего масштабного вторжения. А не будь этого тлеющего 8 лет позиционного конфликта… пришлось бы напрягаться и придумывать что-то еще.
Изначальной целью «спецоперации» была вовсе не принудительная раздача новых российских паспортов. Целью было создание марионеточной банановой Украины – такой себе ЛДНР в масштабе.
Но амбициозные планы потерпели полное фиаско. И теперь этот поезд уже не остановить по команде прапорщика.
Однако помимо этой причины есть и еще одна, куда более прагматичная и потому еще более циничная. Это логика кавалера, который получает от девушки все, что ему надо, но не спешит предлагать ей руку, сердце и банковскую карточку.
Стоит вспомнить, что захватнические войны еще сравнительно недавно были обычным делом даже для тех государств, которые мы называем цивилизованными. Почему же потом они практически прекратились?
Все дело – в новом понимании государства. Теперь это не только система насилия над личностью (как утверждают некоторые политологи), но еще и комплекс обязательств перед своими гражданами.
Покорив какое-нибудь племя и заставив его платить дань, средневековый князь не должен был заботиться о строительстве на новообретенных территориях школ и больниц или платить пенсию старикам. И такая ситуация продолжалась веками: не думаю, что Муссолини планировал улучшить соцкультбыт в Эфиопии, которую он завоевал в 1936-ом.
Но колониальная система стала прошлым, и старые подходы кажутся немыслимыми. Когда ты в очередной раз слышишь про агрессивные замыслы Польши, которая спит и видит, как бы это восстановиться в границах до 1939 года, то понимаешь, что нынешний конфликт – это борьба не только людей разных убеждений, но и разных эпох.
Ну хорошо, захватит Польша западные области Беларуси. И что тогда? Зарплата каждого колхозного сторожа будет минимум 620 евро. Ведь в Польше меньше платить нельзя по закону.
Да, колхоз можно закрыть за ненадобностью, сторожа уволить. Но тогда придется платить ему пособие. Оно все равно будет в разы больше, чем его нынешняя нищенская зарплата.
И самая ужасная вещь, которую просто не могут себе вообразить наши автократы. Если этот самый сторож вдруг будет недоволен своим правителем, он волен просто за него не проголосовать. В Польше ведь есть то, от чего в Беларуси давно отвыкли…
В общем, перед тем, как кого-то захватывать, надо сначала очень долго подумать: а не влетим ли мы крепко на деньги? И семь раз отмерив, даже распоследний Наполеон может несколько умерить свой пыл.
Прежняя колониальная политика не прокатывает теперь даже в России. Да, как ни странно, даже в Кремле понимают, что одним насильем сыт не будешь – необходима и лояльность «новообретенных» территорий. Ее приходится покупать – после окончания военных операций.
Вот поэтому в пятерку самых дотируемых регионов, пожалуй, последней империи мира входят Чечня и Крым. Зато Рязанской или Тверской области там нет – как и всех остальных исконно русских земель. И вовсе не потому, что они и так в шоколаде, без дотаций. Скорее уж, в другом веществе.
Воистину, эта империя совсем не похожа на остальные. Умом ее не понять. Обычно ведь колонии захватывались для того, чтобы метрополия могла их доить. А тут все с точностью до наоборот.
Но Донбасс – это не Чечня и не Крым. Там и размеры побольше, а проблем – уж тем более. Тяжелая получается ноша.
И потому до последнего времени непонятный статус ЛДНР был удобен во всех отношениях. Не надо было брать на себя ответственность за развороченную (какими-то плохими дядями) экономику, не надо было вкладываться в восстановление уничтоженной этими самыми дядями инфраструктуры.
Какую бы то ни было социальную политику – со всякими пенсиями и пособиями – можно было заменить раздачей гуманитарной тушенки. Да, куда проще пригласить девушку на пиво, чем делить с ней зарплату.
…То есть, вся ответственность за последствия вечеринки перекладывалась на плечи безвинных жителей. А поскольку те прекрасно осведомлены о выражении «на подвал», то даже и возмущаться вголос не могли.
Разумеется, итог референдумов предсказуемый. Даже в странах Балтии, де-факто уже оккупированных СССР в 1940-ом, за легитимизацию захвата своей страны проголосовало что-то около 95% взрослых граждан (по официальным, естественно, подсчетам). И никаких демаршей вроде акций протеста – разве что, плохие слова исподтишка на бюллетенях писали.
Ведь тогда резиновых пуль еще не изобрели – были только свинцовые. Причем много.
В силу их наличия, кинохроника сохранила и массовые митинги под красными флагами. Разумеется, добровольные. Зато теперь в этих странах советскую символику почему-то очень не любят. И приравнивают ее к нацистской. Как вы думаете, почему?
Но о грустных для себя вариантах будущего (пока еще отдаленного) сегодня никто в Кремле не задумывается. Как и о том, что в этот раз банкет все же придется оплачивать.
Огромные серые зоны, жившие за счет промышленности, не могут быть рентабельными априори. Это не маленькая Абхазия, где на худой конец можно просто абрикосы выращивать. Ну и не будем забывать про санкции – и, соответственно, отсутствие даже гипотетических инвесторов и партнеров. В общем, никаких перспектив.
То есть, в Кремле должны понимать: даже в самой радужной перспективе кормить новоприсоединенные «регионы России» придется за счет своих же налогоплательщиков.
Но об этом пока не думают. Как и вообще о будущем. Тут бы день простоять да ночь продержаться. А там все как-то срастется.
В таких условиях очень важно замутить что-нибудь обезбашенное. Впрыснуть дофаминчика своему населению (говорят, уже кое-кто начал прозревать, что спецоперация пошла не по плану). Попугать врагов серьезностью своих намерений.
Или, как принято говорить среди русских ратников из ЧВК Вагнера, – взять фраеров на понт.
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…