Насилие и террор – ведущий фактор поддержания cтабильности
Стабильность в социумах опирается на трех слонов, каковыми являются сила, вера и закон (право). Их соотношение на протяжении истории постоянно менялось. Что мы имеем сегодня и какова перспектива?
Импортозамещение шагает по просторам Союзного государства, широко шагает, несмотря на катастрофическое падение инвестиций. Пугаться, однако, не стоит. Слово «инвестиции» (англ. Investment), означающее размещение капитала с целью получения прибыли, позаимствовано у англосаксов. А какая от англосаксов может быть прибыль? Гадить — пожалуйста.
Трижды следует подумать, прежде чем полновесные отечественные рубли и не менее полновесные китайские юани инвестировать в Беларусскую модель развития. Об инвестировании в долларах и речи быть не может. Истинные патриоты в долларах не инвестируют.
Но голь на выдумки хитра. Об очередном ноу-хау от российской голи сообщила газета «Известия»:
«Правительство России в конце декабря законодательно закрепило возможность снятия исправных запчастей и компонентов с гражданских самолетов для их хранения или последующей установки на другие суда, в том числе находящиеся в производстве».
От перемены запчастей и компонентов, как и от перемены слагаемых, сумма не меняется, но при условии подсчета в запчастях и компонентах. Но если подсчет вести в самолетах, допущенных к полетам, то математическое правило перестает работать, т.к. вместо двух неисправных самолетов получается один исправный.
Таким образом, законодательная инициатива российского правительства позволила если и не увеличить парк гражданских самолетов, то существенно замедлить его сокращение. Чем не инвестиция, причем инвестиция без вложения капитала!
Думай, голова, картуз дадут! Была такая присказка у моего деда. К счастью, дефицита думающих голов Союзное государство никогда не испытывало, поэтому ни девятым, ни сто девятым пакетом санкций нас не запугать, как не запугать и дефицитом картузов. В конце-то концов для налаживания их массового производства крупных инвестиций не потребуется.
Сила права в формализме
«Мы совершенно точно все можем сделать сами, все абсолютно», — заявил Владимир Путин на совещании по вопросу импортозамещения в оборонно-промышленном комплексе 28 июля 2014 г.
Прошло восемь лет. И каковы успехи? В седьмом пакете санкций ЕС, принятом 21 июля 2022 г., читаем:
«Запретить экспорт в Россию слезоточивого газа, дактилоскопических чернил, полицейских касок и щитов, а также водометов».
Насколько все перечисленное можно отнести к высокотехнологичной продукции, судить не мне. Я не специалист, поэтому процитирую директора Фонда «Русь Сидящая» Ольгу Романову:
«До сих пор российский протест разгоняли импортными дубинками. И запотевшее забрало было заграничным».
В какой степени водометы, дубинки, каски и щиты относятся к товарам первой необходимости? На первый взгляд, простые граждане особой потребности в них не испытывают, т.к. бытовые конфликты можно разрешать и при помощи сковородок. Но я бы не спешил с подобным выводом. Наряду с хлебом и зрелищами все мы нуждаемся в стабильности. Не будет стабильности, не будет ни хлеба, ни зрелищ.
Стабильность в социумах опирается на трех слонов, каковыми являются сила, вера и закон (право).
Их соотношение на протяжении истории постоянно менялось.
На начальном этапе, естественно, преобладала сила.
С появлением мировых религий стал возможен переход от локальных миров с их локальными божками к крупным социальным системам.
В конце XIX века религиозную веру потеснила вера светская, оформившаяся в тоталитарные идеологии. Крах идеологий вывел в лидеры закон.
Не обошлось, однако, без исключений. Как и в случае со строительством социализма, история выбрала страны, которые ей было не жалко, и под лозунгом «Все в законе не пропишешь» решила вновь поэкспериментировать со справедливостью.
Закон (право) лишь тогда способен справиться с ролью социального стабилизатора, когда главным его свойством является формальность. «Т.е. право существует постольку и настолько, поскольку оно формально» (политолог и адвокат Владимир Пастухов).
Пространство закона (права) — это пространство, в котором, согласно апостолу Павлу, «нет ни Иудея, ни Эллина, нет мужеского пола, ни женского, нет раба ни свободного». От себя добавлю, что нет ни патриотов-государственников, ни беглых, нет ни силовиков, ни гражданских, ни бюджетников, ни ИПэшников.
Соответствующие наработки имеются
Определение неформального права дал в свое время отец-основатель фашизма Бенито Муссолини: «Своим — все, остальным — закон».
Человек советский, в силу понятных причин с творчеством Дуче незнакомый, тем не менее обращение «с вами поступят по закону» воспринимал как угрозу.
Он шел от жизни, и в 99,9% случаях оказывался прав. Т.к. в поддержании советской реальности, по необъятным просторам которой человек проходил как хозяин (ударение на союзе «как»), существенную роль играли насилие и террор.
Не следует забывать и об идеологической составляющей. Но ее потенциал был полностью исчерпан к концу 70-х, а вновь возродиться, подобно мифической птице Феникс, после распада СССР идеологии было не суждено. В условиях численного преобладания не просто городского населения над сельским, а занятых в сфере услуг над занятыми в промышленности, идеологии себя исчерпали. Попытки их возрождения в Беларуси и в России закончились пшиком.
Что мы имеем в сухом остатке? Насилие и террор.
Их вклад в поддержание стабильности будет увеличиваться по мере снижения реальных доходов населения. А процесс снижения, как свидетельствует статистика, пошел (-3,7% за январь-ноябрь).
Если посмотреть на формирующуюся проблему, то несложно понять, что будущее Беларусской модели развития напрямую зависит от способности правительства оперативно наладить выпуск аналогов импортных изделий, оговоренных в седьмом пакете санкций ЕС. Начинать с нуля не придется. Соответствующие наработки имеются.