Подобные ситуации, скорее всего, будут повторяться. Но чтобы свести такую вероятность к минимум, все должны задумываться не только о своем творческом благополучии, о возможности самоутвердиться, заработать, но и о последствиях.
Документальный фильм беларусского режиссера Николая Маминова «Хроника современности» вышел на YouTube литовского портала DELFI 24 июля. Но буквально через несколько часов редакция сняла его из-за массового возмущения беларусов. Дело в том, что лица подавляющего большинства участников протестов 2020 года не скрыты. Репрессивная система Беларуси использует подобные документальные съемки для уголовного преследования участников протеста.
Хотя после критики редакция удалила видео с YouTube, но ГУБАЗиК успел его скачать и даже снова опубликовал, пообещав найти людей по лицам.
Автор фильма Николай Маминов не видит никакой проблемы, вот только крайне негативная реакция беларусов свидетельствует о большой проблеме. Как так произошло?
Обсудили проблему с киножурналистом Тарасом Тарналицким.
– Документальный фильм Николая Маминова «Хроники современности» создавался с благой целью – напомнить читателям про события, которые потрясли всю Беларусь три года назад. Тогда почему он произвел эффект разорвавшейся бомбы?
– Публикация личных данных людей, которые участвовали в протестах, до сих пор является болезненной, поскольку государство продолжает их преследовать.
С одной стороны, силовики утверждают, что этот фильм дал им новую информацию об участниках протестов, с другой стороны, мы не знаем, насколько эти утверждения соответствуют истине. С учетом рассказа самого режиссера о том, что его уже задерживали осенью 2020 года и все эти видео сливались в сеть, наверняка утверждать, что силовики получили новые данные, нельзя. Но сам факт того, каким образом авторы обошлись с видеоматериалом, что они не заретушировали лица, породил большой скандал и вызвал огромный стресс у людей, которые остались в Беларуси. Это дополнительная волна стресса для беларусов, новая волна страха, которая образовалась из-за неэтического поведения и режиссера, и редакторов DELFI, которые опубликовали материал.
Для меня это аморальный поступок; одно дело, если бы так сделали люди, ничего не знающие о ситуации в Беларуси. Но в нашем случае и режиссер пострадал от репрессий, поэтому явно в курсе, что за участие в массовых протестах людей преследуют силовики, и литовские журналисты должны быть в курсе ситуации, поскольку освещали беларусские события. И в Литве, и в Польше, которые много помогают беларусам, преследуемым в том числе и по политическим причинам, знают, с какими последствиями сталкиваются беларусы в последние три года. А тут получается, что никто ничего не знает о беларусских реалиях. И делают контент на страданиях людей, к сожалению.
– Почему так произошло? Совсем недавно ту же проблему крайне остро обсуждали после выхода книги “Я выхожу”? Почему стало возможным повторение ситуации?
– Очень часто от беларусов, которые остались на родине, можно услышать: те люди, которые уехали или давно находятся за границей, не понимают всего ужаса, которого переживают беларусы в Беларуси. То есть оторвались от реальности. Мне периодически тоже прилетают упреки: ты уже ничего не понимаешь. Но я сам журналист, пишу про беларусское кино, где такая же проблема порождает трудности в общении с беларусскими режиссерами и документалистами. Я считаю упреки манипуляцией.
Но кейс с фильмом Маминова только подтверждает теорию, что определенная оторванность присутствует у людей, которые уже уехали из страны. Для меня это чистой воды непрофессионализм, отсутствие моральной этики у режиссера, потому что это все-таки авторский материал: он его снимал, он должен быть в курсе, что сейчас происходит в Беларуси. И то обстоятельство, что ранее весь этот фотомассив мог попасть к силовикам, и, возможно, всех героев фильма уже нашли, никак не оправдывает его. Он создал ситуацию, при которой на людей, которые живут в Беларуси, накатывается новая волна стресса. А у силовиков появляется повод дискредитировтаь демократические силы, любые инициативы за рубежом: смотрите, они о вас совсем забыли, и даже не задумываются о том, что вы находитесь в опасности – зачем вам на них рассчитывать? Все это создает напряжение между различными частями общества, особенно разделенными по географическому принципу.
– Если вынести за скобки человеческий, моральный аспект, может быть, художественные дстоинства фильма перевешивают все его недостатки?
– В этом фильме нет ничего существенно нового. За последние года два вышло досвольно много лент, посвященных протестам 2020 года, где присутствуют документальные кадры либо которые полностью состоят из документальных съемок. Фильм Маминова ничего дополнительного в этот нарратив не вносит. Он только породил проблему этичного отношения к рабочим материалам режиссеров, которые уехали из страны и хотят каким-то образом либо зарабатывать, либо творчески состояться. Но при этом они забывают про своих героев, про людей, которые присутствуют в кадре, про их проблемы; они выносятся за скобки, про их вспоминают только тогда, когда фильм вышел и попал в скандал, а возможно – и причиной чьего бы то ни было ареста.
Я фильм смотрел, не могу сказать, что в нем есть что-то новое в художественном плане. Основная миссия – напомнить русскоязычным читателям (зрителям) в Литве и Латвии о том, что происходит в Беларуси. Но это не оправдание создания новой угрозы для людей, дискредитации беларуских активистов за рубежом. Мне кажется, что здесь плохо подготовленная работа в плане дистрибьюции – об этом должны были подумать и журналисты, и редакторы DELFI, и сам режиссер. Но, видимо, они преследовали другие, более важные задачи, и чем, к сожалению, забыли.
– Какие уроки должны извлечь из этой истории?
– Мне кажется, такие ситуации в будущем будут повторяться. Сейчас у нас и общество, и медиапространство сильно сегментированы: на авторов, которые обременены знаниями о беларуской реальности, всегда найдутся другие авторы, для которых возможность репрессий является откровением. Поэтому я бы не рассчитывал на то, что подобное больше не повторится.
Для сведения такой вероятности к минимуму все должны задумываться не только о своем творческом благополучии, о возможности самоутвердиться, заработать, но и о последствиях, к которым может привести такая работа. Поэтому нужно избегать информационного вакуума, читать новости о стране, которую ты снимаешь или с которой ты связан, общаться с людьми, уточнять информацию. А не думать, что ты умнее всех и надеться: тебя подстрахуют другие журналисты, которые будут ретранслировать фильм – на фестивалях, по телевидению. Нужно оставаться более ответственным и быть более информированным.
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…