ЖИТЬ ТРУДНО, НО ЖИТЬ НУЖНО
Наш народ трудно загнать в тупик, выход он всегда найдет. Вот только надоело постоянно искать какой-нибудь выход, все время не жить, а выживать…
Как-то вдруг пропала уверенность. Ни про что нельзя сказать с уверенностью. В первую очередь о финансах. Вы знаете, сколько нужно зарабатывать, чтобы чувствовать себя более-менее спокойно? Как о достижении, говорят о средней зарплате в Минске в 5 млн рублей. А почему не 6, не 7 миллионов? А какая средняя зарплата в Борисове, Поставах? Поговорим об этом отдельно. Любопытный вопрос…
У нас в подъезде произошло знаковое событие. Уже третью неделю не работает лифт. То есть подняться на нем можно, а спускаться нужно по лестнице. Если живете на первых этажах, проблем особых нет. Ну а если на 10-м, как мы, или вообще на 12-м, путешествовать на первый этаж сильно надоедает.
Примерно на второй день после поломки на лифте появилось объявление, что, мол, во время грозы молния попала в системный блок и он сгорел, а когда его починят, было заботливо указано — неизвестно. Как это так — неизвестно? Значит, разговоры о стабильности и гарантиях это только агитационные разговоры? Короче говоря, мы начали звонить в инстанции. Первым делом, в диспетчерскую ЖЭС-108, которая обслуживает дом, но там ничего определенного не сказали. Следующим был ЖРЭО Московского района. Где-то на третий звонок объяснили: системных блоков нет и не ожидается. Еще сказали, что, возможно, снимут блок в доме на ул. Либкнехта и установят его в нашем. Но тогда, выходит, начнут звонить жильцы того дома. Это такое решение проблемы?
Ладно, случай, в общем, рядовой, думал я, в очередной раз спускаясь по лестнице. Потом начал рассуждать логически, как того и требует профессия. Дом-то наш построили в последний год жизни советской власти. Соответственно, этот системный блок делался где-то в СССР, но не в БССР. Так сказать, разделение труда и кооперация. Однако СССР канул в Лету, завод-производитель, скорее всего, остался в России. Или на Украине. Таким образом, системный блок теперь придется покупать за валюту, которую велено экономить. Правда, у нас экономят ее как-то странно. На сельском хозяйстве не экономят, а на системных блоках для лифтов экономят?
Одним словом, СССР никуда не делся, иногда он напоминает о себе таким своеобразным способом. Как тут не вспомнить слоган тех времен: все во имя человека, все на благо человека. Кстати, этот глупый лозунг до сих пор в ходу. Разве что порядок слов слегка поменялся, а смысл все тот же. Получается, человек все еще есть, а благ не хватает. Потом их все больше будет не хватать. Советские запасы подошли к концу, а своих почти не создано…
* * *
Ну что, теперь о деньгах поговорим.
Государственные СМИ с пафосом объявили, что в Минске средняя зарплата работающих поднялась до 5 млн рублей. Может быть, и так, все зависит от методов подсчета и задачи, которую ставит перед собой считающий. Если он хочет, чтобы средняя зарплата была повыше, это легко делается. А как на самом деле?
На деле 71,1% предприятий платят от 2 до 3 млн, на 9,9% предприятий средняя зарплата составляет 3 — 4 млн и только 2,3 % платят своим работникам 5 млн и выше. Какая же это средняя зарплата? Между прочим, Белстат охватил подсчетом 3,4 млн работающих, то есть большую часть. Малые предприятия негосударственного сектора сюда не вошли. Хотя сомнительно, чтобы там были фантастические зарплаты. В сухом остатке получается, что основная часть работающих получает только на питание и оплату коммунальных услуг. А на что еще может хватить 2 — 3 млн?
Поставлена задача к концу года довести среднюю зарплату до 500 долларов в эквиваленте. Ну, задачи у нас ставятся иногда очень причудливые, это еще ничего не значит. Да и потом, 500 долларов — разве это много? Сравните эту сумму с взлетевшими до небес ценами, с уровнем инфляции. Сравнили? Вам стало весело?
Поэтому психологическое состояние общества можно охарактеризовать как депрессивное. Если что-то и меняется, то только в худшую сторону. Уверенности в завтрашнем дне нет никакой. Уверенности вообще нет ни в чем.
* * *
Жить трудно, но жить надо. Почти у всех нас такая установка. Или у вас есть другой выход? Наш народ все равно как-то приспосабливается. Например, старшее поколение слабой половины проявляет чудеса приспособляемости.
Наверное, все видели возле рынков, возле магазинов «Семена» стихийные мини-рынки, где женщины предпенсионного и пенсионного возраста торгуют рассадой цветов. Почему они предпочитают это делать не на рынке? Ответ совсем простой. Чтобы законно продавать рассаду, нужно: пройти флюорографию, иметь справку, что есть приусадебный участок, иметь справку из карантинной инспекции, платить за место на рынке. Все это стоит дорого. Подсчитав расходы, прикинув возможные доходы, женщины решают: официально на рынке торговать невыгодно. Лучше так, неофициально.
Что интересно, в таком случае бизнес получается выгодным. Дело в том, что в период относительного финансового благополучия у людей начали появляться дачи, просто дома, купленные в деревне. Уставший от борьбы за существование в городе, народ стал готовить запасные аэродромы. Человек со средним достатком мог вполне позволить себе домик в сельской местности.
Поскольку при таком домике имеется участок земли, там нужно что-то посадить. Чтобы ухаживать, растить себе и людям на радость, просто иметь какое-нибудь занятие, заботу — без этого человек не может. Картошка и прочие овощи — это само собой, но этого уже мало. Женщины заводят настоящие цветники. Понимаю, им хочется отдыха для души, им обрыдло чувствовать себя рабочими лошадьми. За это желание приходится платить. Сам видел, как скупают цветочную рассаду на 150 — 200 тысяч.
Рынок — штука чрезвычайно чувствительная. Торгующий народ, конечно, сразу понял, откуда и куда дует ветер. Так расцвела торговля рассадой. Знаю одну даму, она за сезон продала рассады на 400 долларов. Какой спрос, такое и предложение. Правда, клиент пошел требовательный, желает полную информацию о цветах, даже фото.
А вообще, вывод напрашивается такой: наш народ трудно загнать в тупик, выход он всегда найдет. И это тоже есть наследие СССР. Вот только надоело постоянно искать какой-нибудь выход, все время не жить, а выживать. Если хотите, поголовное увлечение цветами — это такая отдушина, тоже выход. Реальная жизнь ничего хорошего не предлагает, приходится самим искать что-то позитивное…
* * *
В магазине одной известной торговой сети вижу объявление: требуется уборщица, возраст — до 50 лет, естественно, без вредных привычек, зарплата 3,5 млн рублей. Ничего необычного, рядовое объявление. Если бы не помянули про возраст. Мы ведь привыкли, стандарт сложился, уборщица — это старенькая женщина, некрасивая, вечно раздраженная. А тут — до 50 лет. Что же, скоро в уборщицы будут набирать фотомоделей?
Нет тут ничего удивительного. В столице уже несколько подобных торговых сетей, понятно, что они конкурируют между собой. Поэтому покупателей нужно привлекать ценами, ассортиментом и внешними данными персонала. Приходишь в такой магазин и сразу замечаешь, что кассиры, администраторы, все работники молодые, от 20 до 40, симпатичные, вышколенные, вежливые. Включая уборщиц. Тут тоже конкуренция, обычная борьба за место под солнцем.
Конечно, можно попробовать поступить в вуз, получить специальность, когда-то бывшую популярной. А что потом? Потом — поиски работы. Учительницей в столице устроиться трудно, да и счастье небольшое. Педагоги теперь, можно сказать, под лупой, их проверяют постоянно и скрупулезно. Тому ли они учат детей в смысле идеологии, так ли учат. И это все — за не очень-то большую зарплату.
Юристы и экономисты тоже перестали пользоваться спросом на рынке труда. Кризис перепроизводства. Больше всего теперь можно встретить объявления о вакансиях менеджеров по активным продажам того или иного товара. Так и пишут — по активным продажам. Главное сейчас — это умение продать, а не произвести. Зачем производить, если нетрудно и не слишком дорого можно купить партию чего-то на оптовом рынке. Дальше остается удачно распродаться. Конкуренция становится все более жесткой, если не сказать жестокой.
Компании конкурируют друг с другом, их работники между собой. Вы хотели рынка? Получайте. Только потом не жалуйтесь, что вас обошли, оттеснили, переступили через вас. Думаю, сейчас не стоит рваться в столицу, если у вас не железные локти, если понятие нравственности для вас еще не пустой звук. Скажем так, новая реальность. Страшноватая, конечно, но тут ничего не поделаешь. Остается только радоваться, что у нас не Китай, где конкурс в вузах доходит до 100 человек на место. Вот это конкуренция!
Или грудь в крестах, или голова в кустах. Почти в буквальном смысле.
Политические проблемы как-то уходят на задний план. Какая уж там политика, когда речь идет о собственном благополучии, о все том же месте под солнцем. Кстати, работодатели теперь предпочитают брать на работу в свою фирму не отличников, а обыкновенных «троечников». Причина: у отличника нет особой мотивации для карьерного роста, нет особых стимулов для дальнейшей учебы, он уже выложился в вузе, у него сил не осталось. А «троечник» учебой себя не очень утруждал, он жаждет выделиться и играть первые роли. Все основано на древнем инстинкте самосохранения: или я, или меня.
Ничего нового я, конечно, не сказал. Все это было знакомо и раньше. Но только лишь знакомо. А вот жить в таких условиях моему поколению не приходилось. Ничего, поживем. Конкурировать будет трудновато. Есть ли шансы? А кто его знает… Во всяком случае, такая проблема обозначилась очень явно…