Categories: Диагноз

МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА

Чего не хватишься, ничего-то у вас, батенька, нет.Михаил Булгаков

4 июля 2012 года совершилась дерзкая политическая диверсия. Самолет, пилотируемый гражданами Швеции, нарушив воздушное пространство РБ, сбросил над Беларусью, включая Минск, плюшевых медведей с надписями в защиту прав человека, и никем не замеченный улетел обратно в Литву. 

Это событие полностью вытеснило, заслонило и даже дезавуировало весь официоз празднования Дня Независимости с ее торжественным собранием, праздничным концертом, парадом и прочими казенными атрибутами, призванными продемонстрировать величие государства.

5 июля, когда скандал со шведским самолетом был в самом разгаре, А. Лукашенко на приеме выпускников военных учебных заведений Беларуси и России говорил причитающиеся случаю слова о высокой боевой готовности и оснащенности наших войск, профессионализме личного состава Вооруженных сил, его высоком авторитете в обществе. А ведь день назад, иностранное воздушное судно полтора часа летало над белорусской территорией, сбрасывая игрушечных мишек с прикрепленными к ним требованиями свободы слова.

Чуть раньше А. Лукашенко в выступлении 2 июля на торжественном собрании, посвященном Дню Независимости, много внимания уделил вопросу о сильной власти, сильном государстве как важной особенности, выгодно отличающей белорусскую модель от других стран.

Армия — любимая игрушка А. Лукашенко. Ему нравится облачаться в военную форму, проводить учения и парады, посещать военные объекты. Он любит говорить о мощи белорусских Вооруженных сил: «Наша армия самая мощная и боеспособная в Европе».

Предметом особой гордости является система противовоздушной обороны (ПВО). Эта традиция идет еще с советских времен, именно в Минске было самое известное в СССР военное училище, готовившее специалистов в этой сфере — знаменитое ВИЗРУ. И сегодня наш ВПК специализируется на этом оружии, Беларусь продает компоненты ПВО по всему миру, получая за это хорошие деньги. И вот такой конфуз.

У А. Лукашенко в переговорах и с официальными лицами России, и с российскими журналистами есть любимая фишка. Дескать, у РФ на западном направлении нет своей армии, и функцию защиты выполняют Вооруженные силы Беларуси. Это надежный заслон от любых угроз с Запада. Наш президент много раз клялся, что белорусы костьми лягут, но натовские танки на Москву не пропустят. И, понятное дело, требовал от России соответствующей компенсации. Оборона — дело святое, ради нее не надо жалеть денег. В 2009 году было торжественно подписано соглашение о создании Единой региональной системы (ПВО) Беларуси и России.

И вот теперь выясняется, чего на самом деле стоят все эти заверения. Если бы шведские летчики захотели, то, возможно, могли беспрепятственно долететь до Москвы и сесть на Красную площадь, как это сделал в далеком 1987 году немецкий летчик М. Руст.

Взрыв в минском метро год назад, ставший, согласно официальной версии, финалом безнаказанной деятельности двух террористов в течение многих лет, показал всю беспомощность белорусских спецслужб, органов охраны порядка. Нужно было случиться этой фарсовой истории со шведским самолетом, чтобы оценить настоящую боеспособность нашей армии. Как говорил классик, «стена, да гнилая, ткни — и развалится».

В январе 2005 года, выступая на коллегии КГБ, А. Лукашенко с гордостью заявил: «Я не отдал комитет под контроль некоего «гражданского общества», как принято красиво говорить у некоторых наших соседей. «Контроль гражданского общества» — это развал силовых структур. Как глава государства по законам и Конституции я в состоянии сам контролировать силовые ведомства». И вот что из этого получилось. Этот инцидент лишний раз показал, что без контроля общества государственные институты приходят в состояние упадка. Если политическая система не развивается, в стране царит мертвящий застой, то все гниет и разлагается. Это становится очевидным тогда, когда появляется какой-то внешний аудит. Достаточно было этого полета шведских летчиков, чтобы рассыпалось все официозное пропагандистское благолепие.

Руководство военного ведомства не нашло ничего лучшего, как все отрицать. Министерство обороны Беларуси констатировало, что нарушений воздушного пространства страны не было, а выложенные в интернете ролики назвало фальсификацией. «Исследуя предоставленные фото и видеоматериалы, эксперты выявили грубую работу с применением технологий фотошопа и видеомонтажа, что свидетельствует о явно провокационном характере подаваемой информации», — заявили в Минобороны. Примерно то же самое говорит и погранкомитет Беларуси. И это после того, как весь мир смотрит видеоролики, плюшевых мишек находят в Минске и Ивенце (там их собирает милиция), Литва официально признала факт нарушения границы. Более того, по неофициальной информации в белорусских воинских частях началось тщательное расследование инцидента со шведским самолетом и поиск виновных. Об этом инциденте сообщило телевидение Швеции, России, Литвы, других стран, белорусские же государственные СМИ молчат, будто воды в рот набрали, не спешат разоблачать злостных фальсификаторов.

И такая реакция политического руководства тоже очень показательна. Идея непогрешимости государства и его институтов возведена в культ, в ранг идеологической догмы. Как говорили в 1930-е годы, «наши органы не ошибаются». А. Лукашенко в выступлении 2 июля на торжественном собрании, посвященном Дню Независимости, выдвинул целую идеологическую концепцию о честной власти. «Честность и справедливость прежде всего — это лозунг государственной власти в Республике Беларусь… Запомните, наша страна — островок честности и справедливости. Так не только я оцениваю ее. Не только вы ее так оцениваете. Ее так оценивают далеко за тысячи километров от наших границ. И мы ни в коем случае, я прежде всего, не должны испортить этот имидж честной и порядочной страны… В Беларуси все было, есть и будет честно… Я первый Президент, после меня будут другие, и я должен сделать так, чтобы никому не захотелось поступить нечестно».

На фоне таких заклинаний отрицание силовыми ведомствами очевидных фактов выглядит особенно контрастно. На самом деле власть давно разучилась нормально разговаривать с народом. Подмена реальности пропагандистской туфтой была одним из важных факторов распада советской системы. А в эпоху информационного общества, когда любой пользователь интернета может посмотреть ролик с плюшевыми мишками, законсервировавшаяся система работает на саморазрушение гораздо больше, чем любые идеологические диверсии. 

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023