Тем, кто в буквальном смысле слова прошел дорогами войны, уцелел и отпраздновал 9 мая 1945-го, к моменту открытия нового музея истории Великой Отечественной войныбудет уже за девяносто…
Музей создавали во время войны
Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны — единственный музей республики, открывшийся в сложное время военного лихолетья.
2 июня 1942 года ЦК КП(б)Б, работавший в то время в Москве, принял решение о создании республиканской комиссии по сбору документов и материалов войны. Председателем был назначен секретарь ЦК КП(б)Б по пропаганде Горбунов, а среди ее членов оказались председатель правления Союза писателей БССР Михась Лыньков, руководитель белорусских комсомольцев Сергей Притыцкий и журналист Василий Пархимович (литературный псевдоним — Стальнов), который впоследствии стал первым директором музея.
Комиссия начала собирать материалы по двум основным темам: «Вероломное вторжение германского фашизма в пределы Советского Союза» и «Героическая борьба трудящихся БССР с германскими захватчиками».
Огромную роль в сборе первых экспонатов на оккупированной территории Белоруссии сыграли так называемые «Витебские ворота» (40-километровый разрыв в линии фронта между городами Усвяты и Велиж, образовавшийся в ходе успешных боевых действий Красной Армии и освобождения партизанами прифронтовых районов, который существовал с февраля по сентябрь 1942 года), а также действовавшая в районе «ворот» Северо-Западная оперативная группа ЦК КП(б)Б.
Результаты напряженной деятельности комиссии в течение полугода нашли свое отражение в выставке «Белоруссия живет, Белоруссия борется, Белоруссия была и будет советской», которая открылась в начале ноября 1942 года в помещении Исторического музея на Красной площади Москвы. Выставка представила более трех сотен уникальных экспонатов: документы, фотографии, художественные произведения, личные вещи и предметы быта партизан.
Выставка работала в ГИМе до августа 1944 года, затем была перевезена в Минск и стала основой первой экспозиции музея, открывшегося на родной земле, освобожденной от врага.
18 июля 1944 года руководство БССР, вернувшись в Минск, приняло решение «выделить создаваемому музею по истории борьбы белорусского народа с немецко-фашистскими оккупантами в Великую Отечественную войну одно из немногих уцелевших в центре Минска зданий — Дом профсоюзов на площади Свободы».
22 октября 1944 года музей распахнул свои двери перед первыми посетителями.
И будет все у нас по-новому…
Предполагается, что новый музей истории Великой Отечественной войны станет своеобразным подарком для страны к 65-й годовщине Победы. Здание сменит свою нынешнюю прописку на проспекте Независимости, переехав на проспект Победителей за стелу «Минск — город-герой».
Работа над научной концепцией длилась несколько лет. Сотрудники музея побывали в Москве, Санкт-Петербурге, Берлине, где специалисты делились с белорусами опытом. Затем за дело взялись архитекторы. Проект музея был одобрен президентом страны, на самом высоком уровне согласованы сроки строительства.
Главный архитектор нового проекта — Виктор Крамаренко, профессор Международной академии архитектуры, лауреат Государственной премии, чьи разработки легли в основу строительства железнодорожного вокзала в Минске и Национальной библиотеки. Соавтор концепции — председатель комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома Виктор Никитин.
— Труднее всего было создать образ будущего здания, — считает Виктор Крамаренко.— Мы с коллегами решили оттолкнуться от салюта — символа победы. Радиально идущие ввысь фасады ассоциируются с огненными залпами. Здание будет представлять собой «архитектурный салют», на лучах которого разместятся скульптурные рельефы. На этих лучах, как на лучах славы, будут написаны имена Героев Советского Союза. Вечером архитектурные лучи продолжат лучи лазерные. Лазерное шоу будет просматриваться со всех точек города. В целом внешний вид музея будет мажорным — остекление золотистого цвета, игра металла и гранита.
Авторы проекта уверены, что место для строительства музея выбрано оптимальное — у обелиска «Минск — город-герой» в последние годы традиционно проходят торжественные мероприятия, военные парады. Музей, по их мнению, дополнит архитектурный и природный ландшафт. По высоте он не превзойдет пятиэтажный дом, будет иметь два экспозиционных уровня, а наверху — стеклянный купол, в котором запроектирован зал Победы, откуда откроются панорама города и парка, живописный вид на Свислочь. В зале Победы будут проходить торжественные мероприятия с участием ветеранов и молодежи.
По задумке архитекторов музей станет составной частью комплекса, куда, помимо стелы, входит и парк Победы. Город получит целый ансамбль, посвященный подвигу белорусов в годы Великой Отечественной войны.
Возле музея будет заложена площадь Победителей, украшением которой станет фонтан со 170 струями воды, символизирующими 170 освобожденных от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны белорусских городов. Вода будет падать по склону холма.
Не навреди!
В музее будет 10 экспозиций вместо 24, которые есть сейчас, значительно увеличатся размеры залов. Самый большой трехуровневый экспозиционный зал «Дорога войны», в котором разместится тяжелая военная техника, займет около тысячи квадратных метров. Предполагается, что, идя по «Дороге войны», посетитель сможет заходить в любой из залов и знакомиться с той или иной композицией. Есть идея разместить в некоторых залах полиэкраны. Пока можно только представить: в зале немного приглушается свет, начинают нарастать звуки, голоса и на стенах возникает изображение, иллюстрирующее военные события — летают самолеты, падают бомбы, бегут солдаты…
Самая навороченная техника, которую планируют применить в экспозиции музея, — туманный экран FogScreen, состоящий из мельчайших частей воды, бесшумно парящих в воздухе в ламинарном потоке, создающем эффект непрозрачной воздушной стенки. Через такой экран можно даже проходить.
Будет создаваться иллюзия попадания в военное время. Посетитель, как наяву, сможет поздороваться с маршалом Жуковым или пообщаться с партизанами. В каждом зале для самых маленьких посетителей музея будут оборудованы педагогические станции. К примеру, небольшой кинозал с посадочными местами в форме ящиков из-под боеприпасов, или уголок «Война в картинках», где школьники с помощью панелей multitouch смогут познакомиться с рисунками на военные темы и сами изобразить что-то подобное.
За новинки технического прогресса в деле воспитания, образования, духовного развития белорусов, особенно молодых, чиновники щедро платят из государственного бюджета и из наших карманов, поощряя «добровольные» пожертвования. Но о далекой во всех смыслах слова Великой Отечественной войне живые ее участники уже, к большому сожалению, «вживую» никому из нас не расскажут…
Безусловно, все эти современные технологии открывают для сотрудников и посетителей музея большие возможности, но, согласитесь, при таких «наворотах» трагедия войны непременно превратится в шоу. Музей, судя по всему, уже переусердствовал с техническими возможностями. Думается, в центре любой экспозиции, главным ее составляющим должны быть только реальные экспонаты, мотивы памяти. По такому принципу работают все ведущие музеи мира, в том числе и те, которые хранят историю второй мировой войны. Посетителям надо прикоснуться к прошлому сердцем, попытаться понять и воспроизвести события самостоятельно хотя бы через созерцание подлинных экспонатов (иначе, зачем нам музеи вообще?), и тогда возникнет чувство гордости или сострадания к участникам героических и трагических событий.
Планшеты, аудиогиды, маршал Жуков— «человек из дождя», бездумное листание экрана с текстами реликвий… Это и есть наша «национальная уникальность»?
Слово — ветеранам
Наша газета уже писала, что встревоженные ветераны войны и труда Партизанской районной организации Минска считают, что память о войне не будет сохранена для потомков. Они направили в ряд СМИ обращение:
«Мы с большим интересом наблюдаем за строительством нового здания для музея, внесли посильный финансовый вклад в эту по-настоящему народную стройку и с нетерпением ждем открытия экспозиций.
То, что только 10%(!) фондов музея планируется перевести в новое здание, вызывает обоснованную тревогу. Вызывает беспокойство, что фондохранилище только проектируется и будет размещено далеко от музея. Почему оно проектировалось не в первую очередь, а оставлено на далекие сроки? Что это: обычная нерасчетливость или спланированная акция, которая будет способствовать потере ряда уникальных документальных материалов?
Мы были уверены, что в новом здании музея будут не только оформлены действительно уникальные исторические экспозиции, но и созданы надлежащие условия для сохранения национальных экспонатов, аналогам которых нет ни в одном музее мира».
Ветераны считают недопустимым даже кратковременное сохранение фондов в неподготовленных помещениях.
Чиновники успокоить ветеранов пока не могут. По данным УКСа Мингорисполкома, сейчас «Минскпроект» все еще проектирует административно-хозяйственный блок с депозитарием музея, который планируют разместить в районе улицы Тимирязева. Проектные работы завершатся в этом году, сроки строительства не определены…
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…