Вы хотите жить в Европе? Вы точно уверены, что хотите там жить? Дело ведь не в уровне потребления, не в экономике, дело в том, что обычная повседневная жизнь европейца сильно отличается от нашей…
Июль. Жара. Воспаленный рассудок плоховато соображает. Но все-таки соображает. Например, отказывается верить в наступившую стабильность. Вечером в обменники выстраиваются длиннющие очереди. Потребители сдают валюту, которая свободно конвертируется. Гражданам не хватает родных рублей местного происхождения, чтобы потреблять, потреблять и еще раз потреблять. Мы сейчас проходим очередную стадию в своем гражданском развитии — стадию человека потребляющего…
В этот день была обычная июльская температура, градуса 32. Но ветерок не дул, облака также отсутствовали. В общем, внизу, на земле, был такой нормальный ад, а ты чувствовал себя грешником, который попал в этот ад вполне по заслугам. Наказание усугубилось тем, что пришлось ехать на рынок за морковкой, луком и укропом. На рынке было особенно душно. Даже продавцы не рвали тебя на части, как обычно, — за прилавками они полулежали.
Все же какая-то польза, кроме морковки, была. Случайно услышал просто замечательную историю. Муж и жена торговали картошкой. В какой-то момент слабая половина отлучилась по своим надобностям. И зря, ой, зря. За это время муж распродал весь товар. Потому что продавал за полцены. Весть об этом чудаке сразу облетела весь рынок, люди помогли ему распродаться. Что было потом, история умалчивает. Но я представляю хорошо, говорят, жена была очень недовольна. А при чем здесь муж? Это все жара проклятая…
Скорее всего, она повлияла на то, что мне приснился Борис Николаевич Ельцин, помяни, господи, его душу. Странный был сон. Почему именно Ельцин? Не Путин и не Медведев, Лукашенко мне вообще никогда не снился…
Лукашенко устраивает и Европу, и Россию. Пока. Что будет тогда, когда это «пока» закончится? Нам будет точно плохо — стабильность закончится однозначно, возможно, наступит греко-испанский вариант. А чем мы лучше греков и испанцев? Только тем, что Россия покупает спокойствие на западных рубежах за нефть? Так и нефть может закончиться…
* * *
Когда вы проезжаете мимо здания администрации Московского района столицы, то напротив его видите длинный ряд рекламных щитов. Там была обычнейшая реклама, но месяц назад произошли некоторые изменения.
Я даже с троллейбуса сошел, чтобы рассмотреть внимательнее. Так и есть, до боли знакомые по учебникам и книгам портреты: Тетка, Богданович, Купала и Колас. Именно в такой последовательности. Через некоторое время экспозиция изменилась. Первым в ряду стоял уже Микола Гусовский, потом опять Богданович и опять Купала, Колас куда-то пропал. Наверное, сейчас снова произошла смена персонажей. Так, глядишь, и до Сымона Будного дойдут. Что бы все это значило? Опять мне сон приснился, теперь наяву?
Все, конечно, проще, чем кажется. Лучше вспомните, как товарищ Сталин на ноябрьском параде 41-го года вдруг заговорил об Александре Невском, Суворове, Кутузове и прочих военачальниках. Еще вспомните, что когда Сталин очнулся после ступора, вызванного вероломством Гитлера, в июльском обращении к советскому народу выразился — «братья и сестры». Все тут понятно: припекло тов. Сталина, страшно стало. Так что корни теперешней рекламы растут оттуда же. Правда, на нас никто нападать не собирается. И не нападет, по большому счету, кому мы интересны? Но все равно, немножко патриотизма не помешает. Тем более, новейшая история Беларуси так и не дала ничего знакового, яркого.
Кстати, внимательные люди тоже заметили портреты поэтов. Как и то, что исполнители напутали крепко: Гусовскому приписали «Сымона-музыку», поэму Коласа. Из чего можно сделать вывод, что идеологические работники в школе учились плохо.
А вот еще закавыка. Почему вся эта трагикомедия случилась на подступах к брестскому шоссе? Ответ очевиден — через Брест можно попасть прямиком в Европу. Считается, что европейцы толпами валят в Беларусь. Но разве кто-нибудь там слышал о наших великих поэтах, кроме очень узких специалистов-филологов?
Короче говоря, остается только вспомнить высказывание американского президента Авраама Линкольна: можно дурачить часть народа все время; можно дурачить весь народ некоторое время; но нельзя дурачить весь народ все время. Хорошо бы еще выяснить, сколько времени нас уже дурачат, сколько еще будут и какую именно часть. Думаю, тут все зависит от того, хотим ли мы, чтобы нас дурачили, или не хотим. Сложный вопрос, тут и экономика, и политика, и национальный характер переплелись. Получился гордиев узел.
Развязать его вряд ли удастся. Придется рубить? Не знаю, не знаю…
* * *
Что касается Европы и нашего стремления туда. Вот чисто европейская история, выдержанная, я бы сказал, в протестантском духе. Дело было в Швеции, откуда к нам недавно прилетели плюшевые мишки.
Там живет (может, уже жила) некто Х.М., так обозначено в сообщении Комитета по правам инвалидов ООН. Этой женщине всего 34 года, и она страдает синдромом Элерса-Данлоса. Это заболевание соединительной ткани, приводит к гиперподвижности. В переводе на обычный язык, у нее гиперэластичность суставов, отсюда — вывихи, растяжения, хрупкость и повреждаемость кровеносных сосудов, слабость мышц, тяжелая хроническая невралгия. Последние восемь лет Х.М. не может ходить и стоять, ей трудно лежать и сидеть. Короче говоря, два года женщина с постели не встает. Она даже не может принимать лекарства. В больницу ее возить нельзя. Что называется, врагу не пожелаешь…
Правда, есть способ улучшить состояние инвалида. Для этого нужно пристроить к дому бассейн и там заниматься гидротерапией. Но оказывается, что для этого нужно получить разрешение муниципальной власти. А власть его не дала. Теперь прошу не смеяться: отказ власти мотивируют тем, что, мол, это может испортить общий пейзаж города Эребру и кому-то не понравиться. Хотя участок находится в частной собственности Х.М.
Потом вообще странности начинаются. С помощью своих адвокатов женщина пишет жалобы в суды, суды их отклоняют и т.д. В этом история напоминает наши судебные тяжбы. А в конце — нет. (Кстати, город потратил на переустройство дома уже 42 тыс. евро.) Вот тут история начинает развиваться по-европейски.
Поскольку шведские суды осаду Х.М. выдержали, она дошла до ООН и Комитета по правам инвалидов. Комитет принял дело к рассмотрению. И принял сторону Х.М.. Шведским юристам было указано, что они нарушили права инвалида сразу по нескольким статьям Конвенции по правам инвалидов. Также было вежливо и очень доказательно обращено внимание на то, что, дескать, необходимо исправлять недостатки — дать разрешение на строительство, да и строить. И что вы думаете? Построят, никуда не денутся…
Елки-палки, трудновато во все это въехать. Не приспособлено наше мировоззрение к такому отношению к правам человека, в данном случае, к правам инвалида. Документ занимает 15 страниц убористого текста. Там есть такие подробности, которые я не сразу и понял. Первым делом подумал: чего ради они носятся с этой Х.М, на мировом уровне разбираются, с участием представителей девяти стран? Она такая уж ценная? Без нее никуда? Потом опомнился — это во мне рецидив советского мышления сработал. Думай по-европейски, говорю себе, выдавливай из себя по капле советского раба.
Ну и если хоть капельку раба из себя выдавить, то приходишь к мысли, что закон у них — святое дело. Приняли, одобрили — исполняем, несмотря ни на что. Иначе никакого смысла в таком законе нет и быть не может.
Что у нас, вы и сами знаете. У нас закон принимается, чтобы его обходить. В особенности, если он мешает жить в соответствии с человеческой природой. Приводить примеры не буду, читатель все равно знает их больше. Но все же, если заговорили о правах инвалидов, давайте сравним с тем, как они соблюдаются у нас.
* * *
Этот дом-интернат для психически нездоровых людей расположен на севере Беларуси. Сколько там больных, точно не знаю. Да это и не так важно. В свете истории шведки Х.М. интересней другое — отношение медперсонала к этим несчастным, которых природа и так обидела.
Например, письма больных там перлюстрируются, т.е. вскрываются и читаются. Промелькни хоть какая-то негативная информация о доме, и письмо доходит только до помойки. А такая информация есть. Если больной начинает «выступать» не по делу, его отправляют в спецпалату, тот же штрафной изолятор, ШИЗО. Строптивого товарища там накачивают психотропными препаратами. Всякое желание протестовать как-то пропадает само собой. Так что карательная психиатрия никуда не делась, она по-прежнему востребована.
Вырваться из этого дурдома очень трудно, почти невозможно. Больные здесь бесправны, полностью зависимы. Здоровый придурок-санитар может избить, унизить просто так, от скуки. Чем это все отличается от тюрьмы, вопрос риторический. И сразу приходит на ум Кен Кизи и его «Пролетая над гнездом кукушки»…
Теперь вы понимаете, почему автора так потрясла история шведки? А вас она тоже потрясла? Думаю, да. Наша реальность совсем другая, противоположная. Поэтому возникает логичный вопрос: вы хотите жить в Европе, вы точно уверены, что хотите там жить? Дело ведь не в уровне потребления, не в экономике, дело в том, что обычная повседневная жизнь европейца сильно отличается от нашей.
* * *
Ну и напоследок — традиционный десерт. Речь пойдет об обычных людях, они считаются нормальными.
Вдруг закрылась наша ближайшая сберкасса, «по техническим причинам». У входа собралась приличная толпа пенсионеров, платить за коммуналку, как всегда в начале месяца. В километре расположена другая сберкасса, но и она закрылась. Видно, компьютеры «зависли» по причине жары. Что делают пенсионеры? Все, как один, идут в почтовое отделение, образуют три плотные очереди, безропотно ждут. Страшная духота, а люди старые, немощные. Все равно стоят. Это мазохизм? Нет, это ментальность у нас такая, наша реальность. Быстренько заплатить за квартиру, а потом рассчитывать оставшиеся деньги на месяц вперед, чтобы ездить по городу в поисках чего подешевле.
Вот, думаю, будь у шведов такой допотопный порядок расчетов за жилье, стали бы они бегать из сберкассы на почту? Плюнули бы и ушли. А потом накатали бы жалобу в суд. Или демонстрацию протеста устроили бы. Но все равно добились бы наказания виновных в компьютерном сбое. Они свои права знают. Также они уверены, что закон их права защищает. А если не будет защищать? Тогда они переизберут власти. Там ведь все и вся выбирают. У нас назначают, а там выбирают. Ну что, не расхотелось еще в Европу?
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…