ДОПИНГ ОСТАПЧУК ПОДСЫПАЛИ В ЕДУ?
Появились первые версии, как именно запрещенный препарат попал в организм олимпийской чемпионки. Сама она заявляет, что спортсмены находятся в худшем положении, чем рабы.
Напомним, что 5 августа Надежда Остапчук заняла первое место на Олимпиаде. Белоруска толкнула ядро дальше всех — на 21 метр 36 сантиметров. Занявшая второе место Валери Адамс из Новой Зеландии отстала более, чем на полметра.
13 августа стало известно, что Международный олимпийский комитет забирает у Надежды Остапчук золотую медаль из-за положительной пробы на допинг. В моче спортсменки обнаружен запрещенный препарат…
«Неужели такую дрянь Остапчук запихнет в свой организм прямо накануне старта?»
Главный редактор «Прессбола» Владимир Бережков в своей конференции на сайте издания отреагировал на комментарий одного из пользователей: «Стыдно за страну, что попадаются на препаратах каменного века, о которых в передовых странах мира уже давно забыли и не используют».
— Неужели ты думаешь, что такую дрянь Ефимов или Остапчук запихнут в свой организм прямо накануне старта? Ведь накануне вылета в Лондон их с пристрастием проверила Кельнская лаборатория. Слишком уж просто и тупо все вышло. На мой взгляд, так могли действовать «доброжелатели» из окружения спортсменки, которых, к сожалению не мало. Ефимов посадил Бадуева, но у того руки слишком длинны.
Поясним: Александр Ефимов — личный тренер Надежды Остапчук. Анатолий Бадуев — бывший главный тренер сборной Беларуси по легкой атлетике. В мае 2012 года он был арестован. Этому предшествовала статья в «Прессболе» под названием «Олимпийский оползень отечественного спорта», в которой, в частности, говорилось:
«В начале апреля прошелестел слух о том, что допинг-тесты целой группы именитых белорусских легкоатлетов оказались положительными. Якобы информация об этом пришла из московской антидопинговой лаборатории.
Чтобы проверить ее истинность, я позвонил одному очень ответственному товарищу и задал вопрос в лоб: кто? Он хотя и был растерян, уверенно ответил: никто.
Однако слухи расползались слишком скоро. На их фоне некоторым тренерам и спортсменам «киллер» будто бы предъявил ультиматум: выкладываете по полторы-две тыщонки долларов каждый — и дело в шляпе: я уж похлопочу, расстараюсь, улажу, так и быть.
Говорят, заинтересованные лица повели себя неоднозначно: одни поскребли по сусекам и выложили требуемую сумму, другие заартачились, ибо на сто процентов были уверены в своей невиновности. Но шантажист вроде бы не унимался: или деньги на бочку, или я за себя не ручаюсь.
А тут на тебе: приходит запрос на новый допинг-контроль, и в списке — те самые, кто артачился! Здесь один из недовольных не выдержал: пошел куда-то наверх и выложил все открытым текстом. Мол, я корячусь, думаю о том, как для страны медаль добыть, а тут запугивают, шантажируют, вымогают! Защитите! Дайте возможность к Олимпиаде спокойно готовиться! А вдруг «киллер» и вправду подстроит бяку — сообщит кому-нибудь за кордон: караул, наши-то «грязные»! И «чистые» задергаются, когда на носу Игры четырехлетия!»
«Это месть спортсменке»
Заслуженный тренер СССР Александр Рудских прокомментировал «Прессболу» допинг-прокол Надежды Остапчук:
— На мой взгляд, это месть спортсменке и ее тренеру за принципиальную позицию, которую они заняли в отношении фактов вымогательства бывшего главного тренера Бадуева. Знаю профессиональный уровень Нади Остапчук и ее наставника Александра Ефимова и не верю в то, что они могли сознательно использовать запрещенные препараты. Сделать это после 30 июля — чистое безумие.
— Полагаете, есть люди, которым это выгодно?
— Это те, кому жилось припеваючи при прежнем главном тренере, кто приобретал у него фармакологию. Теперь их позиции пошатнулись. Смотрите, на «Бриллиантовую лигу» ведь только Надя Остапчук ездила, остальные дома сидели. Видимо, кого-то это очень беспокоило…
«Тот человек, вы знаете, о ком я говорю, тот, который занимался шантажом, он мне давно обещал: у тебя будут проблемы с допинг-контролем. Сейчас я думаю, что его угроза начинает сбываться, хотя он уже не работает у нас», — сказала Остапчук в беседе с «Прессболом».
«Не вижу смысла в однократном приеме примоболана»
Директор национального антидопингового агентства Александр Ванхадло прокомментировал случившееся «Прессболу»:
— Все спортсмены проходили контроль и в национальной лаборатории, и международные тесты. 30 июля Остапчук сдавала анализы на международный контроль в кельнской лаборатории. И проба была отрицательной.
4 августа, сразу по приезде в Лондон, Надежда сдала еще один тест. Позавчера узнали, что он дал положительный результат.
Был еще один контроль для медалистов Игр сразу после соревнований. И он показал тот же результат, что и предстартовая проба от 4 августа. Что неудивительно: разница была всего в один день.
Вчера отметил на заседании дисциплинарной комиссии: странно, что 30 июля спортсменка нормально прошла контроль, а уже 4 августа — нет. К сожалению, к моменту, когда узнали эту информацию, Надежда уже уехала домой. Поэтому не смог с ней поговорить. Вразумительного ответа от тренера спортсменки Ефимова насчет возможных вариантов произошедшего я тоже не получил.
Дисциплинарная комиссия выразила мнение, что она могла принять препарат в промежуток с 30 июля по 4 августа. Но я не вижу смысла в однократном приеме примоболана, который нашли, так как это не тот препарат, который даст преимущество при одноразовом приеме, он не успеет подействовать.
На сегодняшний день дисциплинарная комиссия Международного Олимпийского комитета может принять решение, касающееся исключительно Игр. Сегодня мы прилетаем, завтра национальное антидопинговое агентство начнет расследование по факту нарушения. Параллельно с нами такое же расследование будет вести международная федерация легкой атлетики. По истечении двадцати одного дня мы должны определить, откуда в организме Остапчук взялся этот препарат.
Пока совершенно непонятно, как это могло произойти. За один июль спортсменка прошла три контроля.
«Мы — мясо. Нас просто используют»
Сама Надежда Остапчук в беседе с Goals.by так отреагировала на сложившуюся ситуацию:
— Трудно что-то комментировать. У самой мало информации. Знаю только, что я попалась, и то — благодаря информации из интернета.
Сейчас нужно ждать прилета нашей делегации, чтобы они прояснили ситуацию: что нашли, в какой концентрации, каким образом это попало в организм. Завтра начнется работа, будем искать варианты. А пока я готова поверить в НЛО и зеленых человечков, в ошибку лаборатории.
Это просто бредятина. Ведь 30 июля я сдавала допинг-тест, и он был чистым. Вот объясните мне — как за неделю до старта в организм могли попасть запрещенные вещества? Да и зачем в таком случае ехать на Олимпиаду, где офигительный контроль? А тут получается, что приехала на Игры, да еще и приняв такое древнее средство?
— Тест перед стартом проходят все?
— Вообще, с апреля меня проверяли 16 раз. Почему-то нравлюсь я допинг-офицерам, очень любят меня трясти. А тут еще ситуация с Ваней Тихоном, после чего к белорусам стали проявлять повышенное внимание — метателям, толкателям…
В Лондоне меня проверяли два раза. Я на это уже и внимания не обращала: хотят — пусть делают анализы, надо — значит надо.
Вообще, сейчас надо подождать. Узнать всю информацию и посоветоваться с нужными людьми.
Позднее толкательница ядра высказалась гораздо жестче в разговоре со SPORT.TUT.BY.
— Медаль вы так просто не отдадите, как я понимаю.
— Естественно. В нее вложено много трудов, поэтому просто так никому ее не отдам. Жду-жду, будем советоваться, искать пути решения ситуации. Мы должны вернуть нашу медаль. Это бред какой-то…
— Вашими планами после Игр-2012 были поездка на море и участие в некоторых стартах. Что теперь?
— Все отменяется. Необходимо выяснить, в чем проблема. Решить, что и как делать. Если мы снова спустим это им с рук, над нами будут издеваться снова и снова. Нужно бороться. Собрать знающих людей, юристов. И бороться за медаль.
— Опыт Девятовского и Тихона вдохновляет? Как минимум он доказал, что с МОК можно бороться.
— Каждый случай индивидуален. Я понимаю, что нужно бороться. Но, думаю, вряд ли они, унизив Ваню и Вадима, но признав свою ошибку, дадут еще шанс побороться. Посмотрим. Но я уверена, что нам будут чинить препятствия буквально во всем.
Возможно, и расследований никаких не будет проводиться. У спортсменов нет никаких прав. Мы хуже рабов. Даже если выяснится, что мне кто-то подбросил запрещенный препарат, медаль все равно заберут, а меня дисквалифицируют. Потому что препарат у меня в крови, а не у кого-то там еще.
— По-вашему, политика замешана в том, что происходит?
— Она — как кость в горле. Не хочу связывать ничего с политикой. Всегда держалась от нее в стороне. Для меня спорт и политика — два несовместимых занятия.
Но, к сожалению, спортсменов втягивают в эти разборки. Мы — мясо. Нас просто используют. Вспомните историю с Ваней! Просто поиздевались над человеком. Им захотелось, и они выгнали его. Вот и все.
— В художественной гимнастике, доводится слышать, спортсменки строят друг другу козни. Возможно ли, что в Лондоне вам кто-то «помог»? Подсыпал в еду что-нибудь?
— Не хочу в это верить. Но, похоже, в этой жизни все возможно.
— Ваша извечная соперница Валери Адамс уже дала свой комментарий новости. Сказала, что она рада стать двукратной олимпийской чемпионкой, что она плакала, что эта победа заставляет ее гордиться собой и бла-бла-бла. Позже ее спросили про вас. На что она ответила: «Каковы мои чувства по поводу Остапчук? Вообще никаких. Она — история. Не хочу тратить на Остапчук свою энергию. Сейчас я наслаждаюсь моментом».
— Валери поступила не по-спортивному. Адамс ведь не было даже в стартовых протоколах накануне Игр-2012. Потому что у нее также была положительная проба в 2005 году. Но в отличие от Вани Тихона ее допустили к соревнованиям. К разговору о двойных стандартах. Вот вам новая информация. Меня «закопали», а кого-то тянут. Если слухи такие пошли, значит, у Валери были проблемы. Ведь федерация Новой Зеландии сняла ее с участия на Олимпиаде. Лишь поздно вечером Адамс наконец появилась в протоколах.
Поэтому теперешние комментарии Валери просто смешны. Пусть не говорит гоп. Посмотрим, чем все разрешится, для нее в том числе…
Игорь ПОТАПЧУК, www.gazetaby.com