В минувшем году в высших органах власти сократили лишь 0,6% от общей численности чиновничьего аппарата. А в надзорных органах и в местных Советах и исполнительной власти количество госслужащих и вовсе увеличилось соответственно на 0,4% и на 4,9%. Росло и материальное благосостояние чиновников: заработная плата в системе государственного управления в 2011 году на 13% была выше средней. Где самая многочисленная армия управленцев и кто составляет ее элиту?
Легион управленцев
По данным Национального статистического комитета, в 2011 году по виду экономической деятельности «государственное управление» в стране было занято 165,9 тыс. человек, или 3,5% от занятого населения в экономике.
Правда, работающих непосредственно в органах госуправления значительно меньше. Всего, по данным Белстата, по состоянию на 1 ноября 2011 года, в органах госуправления работали 70 612 человек, из которых 56 232 имели статус госслужащего. (Приведенные здесь и далее данные Белстата не содержат информацию о работниках МО, МВД, КГБ, ГПК, ДФР и МЧС.)
Самая большая армия работников органов управления осела в местных Советах, исполнительных и распорядительных органах — 29 670, из них относятся к госслужащим — 22,7 тысячи.
Вторыми по численности идут министерства: 25 602 человека, из которых 20 622 — госслужащие. Самыми малочисленными — 2 518 человек — являются высшие органы законодательной и исполнительной власти, к которым отнесены Совет Республики и Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, госсекретариат Совета безопасности, Центризбирком, аппараты президентской Администрации и управделами президента, Конституционный, Верховный и Высший хозяйственный суды, Госинспекция охраны животного и растительного мира при президенте. Всего в этих органах работают 1 867 госслужащих.
Большие и маленькие начальники
Значительная часть элиты органов госуправления, естественно, сконцентрирована в столице: 1 655 человек из 2,5 тысячи. Большинство министерских чиновников также работают в Минске: 7,8 тысячи.
Всего в Минске трудятся более 15 тысяч работников органов госуправления из более чем 70 тысяч. В регионах численность чиновника колеблется: от 8,3 тысячи в Могилевской области — до 9,9 тысячи в Гомельской.
При этом численность сотрудников органов госуправления в 2011 году по сравнению с 2009-м снизилась на 0,9%, настолько же сократилось и количество госслужащих в этих структурах. В меньшей степени сокращения коснулись высших органов власти — всего на 0,6%. Самые большие потери понесли госкомитеты, где сокращение численности госслужащих составило 6,7%. Зато увеличилась численность госслужащих в надзорных органах на 0,4% и в местных Советах и исполнительной власти — на 4,9%.
На 1 ноября 2011 года в органах госуправления работало более 6840 руководителей высшего звена. Еще 12000 составляли руководители подразделений, отделов, управлений и их замы. У этих начальников числится 1200 помощников и советников. Вся руководящая армия в итоге составила более 35% от общей численности госслужащих.
У бюрократии женское лицо
С учетом демографической ситуации в стране логичным представляется женское большинство в органах управления — их здесь 68,7%. Причем, женщин в целом большинство и на руководящих должностях — 52% в руководстве организациями и 61% — среди руководителей более низкого уровня. Однако также ожидаемо их уже меньше половины в высших органах власти — 45,9%, а среди высших руководителей в высших эшелонах власти их и вовсе только 26%. Самый низкий процент женщин среди топ-менеджеров — в органах надзора и контроля (Госконтроль и прокуратура) — всего 8,5%, в госкомитетах чуть выше — 12,5%.
Самая распространенная должность среди женщин в органах госуправления — ведущий специалист (более 80%).
Основные сотрудники органов госуправления люди в возрасте старше 40 лет — таких 54%, причем 2,4% — в возрасте старше 60 лет. Как правило, это мужчины. Из 1324 работающих в органах госуправления госслужащих старше 60 лет только 403 — женщины.
Среди высших органов законодательной и исполнительной власти молодежи (до 30 лет) всего 10%. В этих же органах и самый высокий процент тех, кому 60 — 7,2%.
Самыми «молодыми» являются органы надзора и контроля — здесь 23% тех, кому меньше 30 лет и еще 36% тех, кому нет 40. То есть почти 60% в госконтроле и прокуратуре еще не достигли 40 лет.
Малообразованные, но высокопоставленные
В органах госуправления среди работающих в статусе госслужащего 1,2% не имеют не только высшего, но и среднего специального образования. Этот процент вырастает до 2% среди высших органов власти — их здесь 38 человек, причем 24 из них — женщины. Докторов наук в стане высших органов управления втрое меньше, чем тех, у кого лишь средняя школа — 12 человек.
Самый низкий процент малообразованных — в министерствах (всего 0,3%), однако и докторов наук здесь мало — их всего 10 человек. Меньше всего докторов наук в госкомитетах — всего 1, а в надзорных органах их и вовсе нет.
Труженики органов госуправления к чиновничьей работе прикипают. Более 60% госслужащих имеют стаж работы более 8 лет. При этом самый массовый стаж — это 8 — 14 лет на госслужбе (26%).
Сколько зарабатывают чиновники?
Белстат не дает данных о зарплате по узкому кругу госслужащих в органах управления. Но есть данные по виду экономической деятельности «государственное управление». Поэтому зарплата многочисленных начальников усреднена за счет мелких чиновников.
Тем не менее в 2011 году заработная плата по виду деятельности «государственное управление» на 13% была выше средней по стране.
При этом в Брестской области зарплата в госуправлении была на 21% выше, чем в среднем по области, в Витебской — на 22,8% выше, в Гомельской — на 17,4%, в Гродненской — на 21,8%, в Могилевской — на 20,3%. В Минске в связи с высокой зарплатой по городу в целом отличие оказалось не таким большим — на 6%. А вот в Минской области чиновники почти совсем наравне с «народом» — здесь средняя зарплата в госуправлении лишь на 1,6% превысила среднеобластной уровень в 2011 году.
Зарплаты учителей и врачей в 2011 году значительно отстали от доходов чиновников. Средняя зарплата по виду деятельности «государственное управление» была на 44% выше, чем в образовании и на 37% больше, чем у тех, кто работал в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг.
Ирина ОРЛОВА, www.gazetaby.com