ДУБИНКИ НЕ СДЕЛАЮТ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ САЛЬДО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
Отношения между Минском и ЕС находятся в стадии глубокой заморозки. И без освобождения политзаключенных разморозки ждать не приходится.
Лукашенко заговорил на непривычном для белорусского уха языком: модернизация, реформы. Белорусскому руководителю пришлось переступить через себя, поскольку накануне представителя официального Минска попросили из зала заседаний ПАСЕ. Уже на следующий день, принимая верительные грамоты у послов, Лукашенко вспомнил про необходимость «искать точки соприкосновения».
Между тем отношения между Минском и ЕС находятся в стадии глубокой заморозки. И без освобождения политзаключенных разморозки ждать не приходится.
Насколько реалистичны заявления белорусского руководителя на этом фоне? Анализирует политолог Александр Класковский.
— Лукашенко через «не хочу» вынужден седлать риторику модернизации, которая в его устах звучит экзотически. И не только седлать риторику, но и на практике думать о преобразованиях.
Жизнь прижала: если руководитель-ретроград провозглашает такие тезисы и начинает требовать модернизации от руководителей, значит, приходится уже спасать свою власть непривычным образом.
Дубинки не сделают положительным сальдо внешней торговли. А без модернизации экономики через несколько лет белорусский товар, который делается по советским чертежам, вылетит со всем рынком. В частности, вступление России в ВТО — это вызов для нереформированной белорусской экономики. Россия просто сокращает дотации, и у белорусского руководства исчезает иллюзия, что можно «на халяву» выкрутиться в рамках Таможенного союза или играя на интересе Москвы к евразийской интеграции.
Ко всему прочему, срочно нужны западные деньги, кредиты и инвестиции.
Весь комплекс жестких факторов, который давит на белорусское руководство, и принуждает к риторике о необходимости искать общий язык с Западом.
Но Лукашенко старается держать марку. На приеме верительных грамот у послов звучала мысль: «Не трогайте режим!». Лукашенко нужны гарантии личной власти. В основном, он готов сотрудничать. Не случайно в последнее время снова педалируется тема нелегальных мигрантов, «находят» десятки килограммов взрывчатки — налицо попытка купить лояльность Евросоюза и разморозить диалог для модернизации Беларуси за счет прагматичных аспектов сотрудничества.
Но это игра, это — набивание цены. Мы видим, что белорусский режим уже выпустил двух политзаключенных. Сейчас становится более реальной перспектива освобождения других политзаключенных — или в розницу, или даже оптом.
Это зависит от состояния дел в белорусско-российских отношениях, от того, насколько сильно будет брать за горло Москва, и как быстро будет валиться белорусская экономика. Формула одна: чем хуже на восточном фронте — тем уступчивее Минск в отношениях с Западом.
Фото «Еврорадио»