«НЕ ПОЛЬЗУЮСЬ ИНТЕРНЕТОМ, ПОЭТОМУ НЕГАТИВА ПРО СЕБЯ НЕ ЗНАЮ»
Лидия Ермошина, председатель Центральной комиссии по проведению выборов и республиканских референдумов, дала интервью информационной компании БелаПАН. Приводим некоторые из ее ответов.
— После каждой избирательной кампании в адрес ЦИК и лично в Ваш адрес звучит немало критики. Какое из замечаний было для вас самым обидным?
— Я не пользуюсь интернетом, поэтому негатива про себя не знаю, только позитив. Любого человека можно оскорбить только правдой, если упрек очень близок к тому, что ты совершал, и ты понимаешь, что дал повод к нему. Это всегда обидно, тяжело и воспринимается с переживанием. Если все это не имеет ничего общего с твоими действиями, то воспринимается как чистой воды клевета.
Зачастую к моей известности и узнаваемости люди, что называется, примазываются, и на моем имени делают себе имя хотя бы на короткий момент. К этому нужно относиться философски.
— Вы находитесь на посту главы ЦИК уже долгое время. Как думаете, почему именно Вас Александр Лукашенко назначил на эту должность после снятия с нее Виктора Гончара?
— У него просто выбора не было. Гончар был отстранен, и новый председатель назначался из тех членов ЦИК, которые были в наличии. Один член Центральной комиссии был министром юстиции и готовился стать председателем Верховного суда, несколько членов ЦИК были пенсионерами, еще несколько — рабочие. Моя кандидатура была рекомендована в ходе обсуждения: в Центральной комиссии посчитали, что я, по крайней мере, не завалю, подойду на эту должность.
Назначая председателем ЦИК, глава государства даже не был со мной знаком. У меня самое демократичное назначение — меня назначили в течение одного дня без всяких согласований с кем-либо.
— Недавно в разговоре с журналистами Вы дали понять, что устали, и не хотели бы возглавлять ЦИК на следующих выборах. Это на самом деле так?
— Я говорила о следующих парламентских выборах, и это действительно так. Парламентская кампания всегда дается очень тяжело, прежде всего морально. Это, если так можно сказать, самые неприятные выборы. С учетом этого и прозвучала моя мысль.
Сроки полномочий этого состава Центральной комиссии очень неудачно совпадают с календарем выборов. Если мы сохраним свои полномочия полный срок, то нам придется проводить еще и следующую парламентскую кампанию, после чего сразу уходить в отставку. Нужно будет изучать вопрос: возможно, стоит поменять состав ЦИК досрочно, предоставив проводить выборы новому составу. Хотя, может, глава государства с этим не согласится и посчитает, что выборы должны проводить люди опытные.
В принципе, я бы хотела обратить внимание, что не надо мои слова, которые были сказаны сразу после избирательной кампании, понимать слишком буквально. Ведь на это накладываются абсолютно личные чувства, груз пережитого, который не позволяет быть объективным в плане оценки своих сил и возможностей. Проходит время, забывается плохое, возможно, станет более гармоничным законодательство, тогда и у меня появится другое отношение.
Конечно, скорее всего, очередные парламентские выборы будем проводить мы, потому что срок полномочий Центральной комиссии истекает в декабре 2016 года.
— А кого Вы видите в качестве своего преемника на посту главы ЦИК? Каким должен быть этот человек?
— На мой взгляд, он может быть из тех, кто сейчас работает в облисполкомах и Мингорисполкоме и занимается вопросами выборов. Я имею в виду организаторов выборов, кто руководит орготделами или правовыми службами. Вполне возможно, это будет кто-то из освобождающихся депутатов.