Экономика Беларуси испытывает нехватку рабочих кадров. Пугающие перспективы промышленных предприятий часами обсуждаются на «вертикальных» совещаниях в больших и малых городах.
Рабочие руки и трезвые головы готовы повышать производительность труда где угодно, только не в родной стране.
С января по август нынешнего года только из строительной отрасли ушли более 12 тысяч работников. В некоторых домостроительных комбинатах текучесть кадров — до 40 процентов! Рынок есть рынок. Спрос рождает предложение. Дефицит рабочей силы у соседей колоссальный. Россия готова принять и обеспечить работой до 2,5 миллиона только строителей. Если такими темпами будет происходить отток кадров и дальше, то через несколько лет население Беларуси будут составлять малолетние дети, выпускники вузов, пенсионеры, чиновники и силовики. Грустная перспектива…
Дали бы, но некого…
По итогам вступительной кампании нынешнего года столичные учреждения среднего специального и профессионально-технического образования укомплектованы учащимися на 88 процентов, что составляет чуть более 4 тысяч человек.
Наиболее востребованными у абитуриентов стали специальности в сфере железнодорожного транспорта, торговли, кулинарии, машиностроения, полиграфии, приборостроения и электроники.
В актуальный же перечень профессий, пользующихся спросом на рынке труда Минска, входят: водитель, штукатур, каменщик, продавец, кондуктор, медицинская сестра и еще полтора десятка профессий.
Уже несколько лет в Беларуси существует проблема набора в профессиональные лицеи и колледжи. Ежегодно прием документов во многие из них продлевается из-за недостатка желающих учиться по рабочим специальностям.
При этом на рынке труда — стойкий высокий спрос на рабочие руки. Так, на 1 сентября в базе данных столичной службы занятости насчитывалось 23280 вакансий, 17285 из них предназначены исключительно для рабочих.
По мнению комитета по образованию Мингорисполкома, для решения проблемы недобора учащихся необходимо изменить подход в профориентационной работе и допрофессиональной подготовке школьников.
— Наниматели должны активнее проявлять заинтересованность в специалистах. В лучшую сторону изменит ситуацию и включение производственных комбинатов в систему профтехобразования. В этом случае школьники будут мотивированы на получение рабочих специальностей. При комитете надо создать профориентационный центр,— считает его председатель Владимир Щербо.
— Выпускников надо ориентировать на получение профессионально-технического образования, — заявил председатель Минского облисполкома Борис Батура на конференции педагогических работников региона.
По его словам, стоит организовывать для школьников экскурсии на передовые предприятия, в агрогородки, на стройки. Нужно информировать о предоставляемом молодым специалистам жилье, демонстрировать современное оборудование на рабочих местах, организовывать живую беседу с работниками…
Думаю, никому из родителей нынешних учеников не надо пояснений: школу ждет очередная реформа, направленная на создание в ней атмосферы горячей любви к рабочим специальностям.
Не та система
Профессионально-техническое и среднее специальное образование у нас рассматривают лишь как запасной план в случае провала в вуз. По опросу, проведенному информационным центром HeadHunterБеларусь, 80 процентов респондентов считают окончание вуза необходимым для себя и своих детей. Однако 39 процентов отметили, что высшее образование не должно быть массовым, так как не все предрасположены к учебе в вузе. Примечательно, что 38 процентов из тех, кто сам стремится к получению вузовского диплома, убеждены, что высшее образование не должно быть для всех, так как экономика держится на производстве, и рабочие специальности также важны!
Экономист Антон Болточко считает, что недобор учащихся в профессиональные лицеи, да и в вузы, во многом объясняется демографической ямой, в которой оказалась в настоящее время Беларусь, и по этой причине дефицит кадров на рынке труда будет только усугубляться.
Как говорится, мечтать не вредно. Было бы хорошо, если бы не мы, а к нам приехали работать из-за рубежа и привезли новые технологии. Однако мизерные зарплаты в Беларуси и иные обстоятельства не делают нашу страну привлекательной. По-другому будет, если в стране изменятся условия хозяйствования, ведения бизнеса. Если дать компаниям конкурировать за привлечение рабочей силы, цена специалистов будет повышаться. Думаю, всем ясно, что это для нынешней экономической ситуации в Беларуси — из области фантастики.
Несчастье помогло?
Нынешние выпускники средних специальных учебных заведений, которые поступили в вузы на платные отделения, должны возвращать деньги, которые государство потратило на их учебу.
С такой проблемой молодые люди столкнулись только в этом году. Хотя распределение в ссузах существовало всегда, раньше от отработки освобождало поступление в вуз на любую форму учебы — бюджетную или платную. Но с 1 сентября 2011 года вступил в силу Кодекс об образовании, в котором освобождение от распределения получает только тот, кто поступил в государственный вуз на бюджет.
Стоит ли говорить, что для многих учащихся колледжей такая новость стала как гром среди ясного неба, тем более, что большинство поступало в профильные ссузы именно для того, чтобы продолжить учебу в высших учебных заведениях.
На одном из студенческих сайтов до сих пор идет бурное обсуждение этого нововведения на государственном уровне.
Нет нужды пересказывать содержание комментариев: они не в пользу страны, с которой молодые люди не хотят связывать ни свою будущую работу, ни свою дальнейшую жизнь.
Может быть, предполагаемая цель «закрепления профессиональных кадров» достигнута?
В лингвистическом колледже, к примеру, в этом году 40 процентов выпускников пошли работать — в прошлом году их было в два раза меньше. В политехническом колледже только 6 выпускников поступили на бюджетные места. Остальные решили отрабатывать по распределению.
Те же, кто решил во что бы то ни стало получить высшее образование на платном отделении, должны выплачивать немаленькие суммы. В каждом колледже они свои, но в среднем вернуть государству за три года учебы нужно от 30 до 70 миллионов.
«Слабое звено» отдадут бизнесу
Гастарбайтеры едут в Россию с каждым годом все охотнее и все в больших количествах и не только из Беларуси. Однако проблема собственных профессиональных рабочих кадров достигла в соседней стране государственного уровня и потребовала качественного изменения.
— В вузах мы смогли вырастить и новых лидеров, и удержать старые кадры, и внедрить новые технологии. Но вот основное звено школы, старшие классы, и среднее профессиональное образование — это полный провал, — признает директор института развития образования высшей школы экономики России Ирина Абанкина.
В первую очередь, считает эксперт, отсутствие сегодня в России качественного образования — это вина бизнеса, который не занимался подготовкой новых кадров, хотя всегда заинтересован в профессиональных рабочих.
Уже есть российские примеры того, как бизнес может заниматься профессиональной подготовкой рабочих кадров.
Челябинский трубопрокатный завод поддержал создание профильного училища, которое готовит для него теперь высококвалифицированные кадры. Есть несколько современных училищ в Новосибирске, а в Ульяновске одновременно со строительством нового завода по ремонту самолетов готовятся кадры в перепрофилированных под необходимые специальности ПТУ.
В некоторых регионах России работает «немецкая модель». Когда в Калужской области стали появляться немецкие пивоваренные, кондитерские и другие предприятия, для работы на них потребовались профессиональные сотрудники. И немцы создали для себя профтехучилища: они привезли и свое оборудование, и своих педагогов. Теперь в эти училища конкурс — 10—15 человек на одно место.
В Беларуси, по мнению профессора БГУ Бориса Паньшина, совсем другая картина. По его утверждению, государством ставятся задачи по созданию новых предприятий с высокопроизводительными и привлекательными для молодежи рабочими местами. Таковых в ближайшие три года предстоит создать более 200 тысяч, в том числе свыше 56 тысяч уже в 2013 году. Это выдвигает «…повышенные требования к профессиональной подготовке молодых рабочих — солдат современной инновационной революции».
Для достижения этой, прямо скажем, космической цели, профессор предлагает решать задачи текущего момента:
— Повышение производительности труда и зарплаты. Хорошо было бы, чтобы над училищами шефствовали профильные министры, другие высокие руководители, видные бизнесмены и руководители бизнес-союзов. Пусть они конкурируют в этой сфере. СМИ должны создать культ современного рабочего человека. Культурного, надежного, умеющего головой и руками зарабатывать на достойную жизнь.
Профессор БГУ уверен, что такого «солдата инновационной революции» можно создать, воспитать и подготовить. Я могу поспорить с профессором, что такой «универсальный солдат» тут же уедет работать куда-нибудь в другую страну.
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…