ЛИТВА БУДЕТ РАЗВИВАТЬСЯ БЕЗ АЭС
На прошлой неделе литовский Сейм принял резолюцию, которая расставила точки над i в вопросе строительства АЭС.
Литва будет жить и развиваться без атомной энергетики, в соответствии с результатами национального референдума.
18 декабря литовский парламент принял резолюцию «О претворении в жизнь результатов консультативного референдума по вопросу строительства новой атомной электростанции в Литовской Республике».
Эта резолюция рекомендует Правительству Литвы разработать стратегию энергообеспечения, а также соответствующие проекты правовых актов, которые позволят реализовать результаты референдума, не поддерживающие строительство АЭС в Литве.
В Беларуси приветствовали это решение литовского Сейма — 26 декабря Белорусская антиядерная кампания распространила соответствующее заявление, где говорится также о том, что правительства Беларуси и России должны последовать примеру Литвы и других европейских стран и предоставить своим гражданам безопасный безъядерный выбор.
Демократия в действии
Для многих белорусов демократия ассоциируется с базовыми свободами: слова, собраний и другими. Это освобождение политзеков, прекращение преследования организаций, СМИ и граждан по политическому признаку.
А между тем, демократия — это еще и возможность влиять на решения, жизненно важные для страны или любого ее сообщества. Эта возможность есть у литовцев и они показали, как ею пользоваться. Проблема со строительством АЭС в Литве продемонстрировала всю беспомощность пропаганды, манипуляций, запретов, «поддержки сверху» перед реальными демократическими механизмами, ориентированными на то, что нужно жителям страны, а не группе людей у власти.
Для людей из стран с реальной демократией слова «президент сказал», «правительство решило» не имеют такого огромного, а тем более (по Гигину из «Советской Белоруссии») сакрального значения, поскольку там не исполнительная власть диктует народу свою волю, а наоборот.
Литовское атомное лобби в правительстве Литвы долгое время почти по белорусскому сценарию пыталось проталкивать идею строительства Висагинской АЭС. Для этого был использован фактически весь административный ресурс и даже лоббирование в парламенте, принявшем в уходящем году поправки к закону, позволяющие строить Висагинскую АЭС без особых формальностей. Тогдашнее правительство даже не обратило внимания на тот факт, что в качестве подрядчика была выбрана японская Хитачи с ее фукусимской технологией. Все это привело к тому, что правительство консерваторов и либералов уступило свое место социал-демократам, принявшим итог референдума как факт, с которым нужно не бороться, а выполнять.
Резолюция Сейма от 18 декабря, уже нового правительства, законодательно закрепила начало поворота в энергетической политике Литвы — к безъядерной и оптимальной энергетике. К 15 мая литовское правительство разработает законодательные акты, позволяющие претворить в жизнь итоги референдума. Надежды консерваторов и либералов на его «необязательность» не оправдались.
Кто выиграет от безъядерного развития литовской энергетики?
Главным мифом, эксплуатируемым про-российскими СМИ, была идея о том, что после закрытия Игналинской АЭС Литве не выжить, что ее экономика и энергетика серьезно пострадают от этого, по их мнению, «выгодного Евросоюзу, но невыгодного Литве» шагу. Однако после закрытия ИАЭС, с 2008 года, с литовской экономикой не случилось коллапса — атомные киловатты заместила энергия от других, доступных источников.
Сейчас лояльные Росатому СМИ пугают литовцев ростом цен на электроэнергию, «лучиной и пещерами», рассказывая им о том, что без киловаттов от Балтийской АЭС им не обойтись.
Но перед тем, как принимать решение, литовцы детально изучили вопрос возможностей различных энергетических стратегий. Их выбор был основан на расчетах и данных литовских экономистов — именно они просчитали, во что обойдется стране строительство новой АЭС и что она получает, отказавшись от такого строительства. Германия показала пример того, как можно пережить суровую зиму, закрыв 9 атомных электростанций, и при этом экспортировать электроэнергию в соседнюю Францию, энергетика которой не смогла обеспечить потребителей в сильные холода. Цены на электроэнергию в Литве могут незначительно вырасти, но это разумная цена внедрения технологически новых, перспективных, экологически чистых источников энергии. И этот рост будет не сравним с тем ростом цен, который ждет белорусов в случае строительства и запуска Островецкой АЭС.
Татьяна НОВИКОВА, специально для Charter97.org