МИНСК СТРЕМИТСЯ В «ТРЕТИЙ МИР»
В наступившем году политологи не видят Беларусь в семье европейских государств. По их мнению, Минск продолжит укреплять отношения со странами Латинской Америки и Азии.
«Есть общая установка руководства страны на то, чтобы закрепляться на рынках в третьем мире, под нее выстроена работа МИД», — отметил в интервью БелаПАН Юрий Шевцов.
Что касается Венесуэлы, то, по мнению политолога, многое в этих отношениях завязано непосредственно на президенте Чавесе. Хотя существуют и подписанные соглашения по разным проектам.
«Скажем, нефть мы добываем в рамках СП, где 60% — это венесуэльская часть. И я сомневаюсь, что это как-то можно свернуть, если придет к власти другой человек. Да и остальные наши дела в Венесуэле, в принципе, хорошо сопровождаются пакетами документов», — считает Шевцов.
Валерий Карбалевич считает, что в случае смены лидера в Венесуэле белорусские проекты в этой стране могут оказаться «подвешенными».
«Эти проекты держатся не столько на экономическом интересе и выгоде обеих стран, сколько на политической договоренности между президентами. Белорусскому руководству надо периодически ходить в церковь и ставить свечки за здоровье Уго Чавеса», — заметил эксперт.
Что касается другого стратегического союзника Беларуси — КНР, то, по словам Карбалевича, Китай занимает достаточно прагматичную позицию.
«Думаю, что о совместных проектах в Беларуси, как всегда, больше говорят, чем реализовывают. Тогда как Китай очень осторожен и вкладывает деньги только тогда, когда видит реальный экономический эффект. А откуда взяться экономическому эффекту, например, в индустриальном парке под Смолевичами? Что-то будет, какие-то предприятия будут, но совсем не в тех масштабах, на которые рассчитывает белорусская сторона», — считает политолог.
Доля же других стран Юго-Восточной Азии в экономике Беларуси, по оценке Карбалевича, незначительна: «Если с ними на 10 миллионов увеличится или уменьшится товарооборот, это погоды не сделает. Третий мир пока в экономике Беларуси занимает маленькое место».
Андрей Егоров также не ожидает серьезных изменений в отношениях Беларуси с этим регионом.
«Третий мир, в принципе, представляет собой для Беларуси либо рынок сбыта продукции, либо поставщика ресурсов, например, как Венесуэла. Но поскольку Беларусь часто действует неопределенно, руководствуясь не столько экономическими, сколько политическими интересами, прагматичные отношения с этими странами пока не складываются», — отметил политолог.
Татьяна КОРОВЕНКОВА, БелаПАН