2013 год в Германии — год выборов. Избиратели голосуют за партии и их кандидатов. При этом не исключен такой расклад: победит Меркель и христианские демократы, а канцлером станет другой, сообщает Deutsche Welle.
На съезде Христианско-демократического союза (ХДС) в начале декабря председатель партии и канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что ее нынешнее правительство — «лучшее за все время после воссоединения Германии». Коллеги по партии вежливо похлопали, политические соперники и просто сатирики отыгрываются на этом высказывании до сих пор.
Действительно, Меркель — самый популярный политик в Германии. Ее партия ХДС лидирует в опросах, за христианских демократов, по данным социологов, готовы сейчас проголосовать около 40 процентов избирателей. Германия менее болезненно, чем остальные страны ЕС, пережила кризис. В стране рекордно низкая безработица. Но вот коалиционное правительство, которое возглавляет Меркель, в Германии воспринимается как та самая телега, в которую впряглись лебедь, рак и щука.
Либеральная партия как испытание для Меркель?
В ФРГ сейчас правит коалиция из ХДС, ее братской баварской партии Христианско-социальный союз (ХСС) и либеральной Свободной демократической партии (СвДП). Единства в коалиции нет.
То баварцы упрямятся, чтобы пробить на федеральном уровне свой проект, то либералы идут на дно, потому что ссорятся с партнерами и между собой. «Возможно, Господь для того и придумал либеральную партию, чтобы нас испытать», — съязвила Ангела Меркель на съезде ХДС.
У членов правительства от СвДП — стойкий имидж слабых политиков. Достаточно привести оценку работы министра иностранных дел Германии Гидо Вестервелле, которую дал профессор Ханс-Хеннинг Шрёдер — ведущий эксперт по России и странам СНГ берлинского фонда «Наука и политика». На вопрос, как изменились германо-российские отношения после возвращения Владимира Путина в Кремль, он дал такой ответ: «Они мало изменились, потому что с немецкой стороны уже в течение ряда лет не предпринималось попыток укрепить или развить их. Во внешней политике Германии царит застой».
Хочешь править — ищи союзников по коалиции
Зачем вообще нужны такие партнеры в правительственной коалиции? В данный момент ни одна партия в Германии не в состоянии в одиночку набрать парламентское большинство. Правительство меньшинства теоретически возможно, но практически будет недееспособным, поскольку оппозиция сможет блокировать в бундестаге все мало-мальски важные решения кабинета.
Вторая «народная» партия в Германии — социал-демократы — с выбором союзника уже определилась. Брак по расчету они намерены заключить с «зелеными». Кандидат на пост канцлера от СДПГ Пер Штайнбрюк уже твердо заявил, что вступать в большую коалицию под началом Ангелы Меркель не намерен.
Как преодолеть пятипроцентный барьер
Христианские демократы склоняются к продолжению нынешней коалиции, несмотря на все ее недостатки. Но вот беда: либералы в опросах скатились с 14,7 процента голосов, набранных ими на выборах в 2009 году, до 4 процентов, которые дают им последние опросы. Есть вероятность того, что СвДП на следующих выборах в бундестаг не преодолеет пятипроцентный барьер и останется за бортом парламента.
Непонятно, кто поведет либералов на выборы. Нынешний председатель партии, вице-канцлер и министр экономики Филипп Рёслер никак не избавится от прилипшего к нему прозвища «миляга». Он неизменно политически корректен, безупречно вежлив и хорошо воспитан. Но именно поэтому он — легкая добыча для зубастых и рвущихся к власти соперников из собственных рядов.
С «левыми» никто не играет, «пираты» заигрались сами с собой
Что с другими политическими партиями? Левая партия в опросах набирает от 7 до 8 процентов, но с ней вступать в коалицию на федеральном уровне не собирается никто. Слишком много в программе бывших коммунистов левацкой трескотни и невыполнимых обещаний.
Партия «пиратов» после стремительного взлета на немецком политическом небосклоне, похоже, так же стремительно и закатывается. Базисная интернет-демократия, на которую уповали ее лидеры, привела к полному раздраю на «пиратском корабле». Если верить опросам, «пиратам» трудно будет преодолеть 5-процентный барьер.
Возможно, назвать имя канцлера смогут «зеленые»
В 2012 году немецкие «зеленые» претерпели серьезные перемены. Самая явная: они постарели и остепенились. Хиппари и бунтари конца 1960-х превратились в респектабельных бюргеров. Они больше не бросают булыжники в полицейских, а работают врачами и адвокатами. Появились и новые лидеры.
На праймериз неожиданную победу одержала и стала одним из двух кандидатов в канцлеры ФРГ от партии «Союз-90»/«зеленые» Катрин Гёринг-Экхардт. Ее биография во многом схожа с биографией Ангелы Меркель: Гёринг-Экхардт тоже выросла в бывшей ГДР в семье евангелического пастора. И по складу характера она выглядит идеальным союзником Меркель. Тем более что главный спорный вопрос между обеими партиями — отказ от атомной энергетики — стал частью правительственной политики.
Пока «зеленые» коалицию с христианскими демократами отвергают. Но что будет после выборов, когда встанет вопрос о приходе во власть? Интрига сохраняется. На выборах в бундестаг в сентябре 2013 года немецкие избиратели, голосуя за ту или иную партию, до последнего момента так и не будут знать, кто же станет следующим канцлером страны.
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…