TOP

ОПЕРАЦИЯ ПО ВЫБИВАНИЮ

Кредит — рука помощи, дрожащая от нетерпения.Геннадий Малкин После 19 декабря 2010 года конфигурация внешней политики Беларуси зафиксировалась в привычной позе: лицом к России и спиной к Западу. Эта фигура, словно скульптура из мрамора, казалось бы, законсервировалась в таком виде на долгие годы. Однако в последнее время мы наблюдаем едва заметные симптомы того, что эта застывшая в своей неподвижности конструкция стала немножко шевелиться. 

Прежде всего, интересно наблюдать процесс перетягивания каната в белорусско-российских отношениях. Напряженность во взаимоотношениях между союзниками давно превратилась в норму. Но в последнее время Москва вроде бы нашла формулу укрощения строптивого партнера. Решение важного для Минска вопроса как бы подвешивается, белорусской стороне выставляются встречные условия, руководство РФ сознательно держит паузу, ожидая, когда клиент созреет. Вот несколько примеров.

После поездки А. Лукашенко в Сочи на переговоры с В. Путиным белорусский лидер заявил, что до конца года предполагается проведение заседания Высшего госсовета Союзного государства, на котором должны быть разрешены многие спорные проблемы. Можно предположить, что российский президент что-то в этом смысле пообещал. Но вот закончился 2012 год, прошел январь нового года, никакого заседания нет. В очередной раз объявлено, что оно должно состояться в первом квартале текущего года.

Важное для выживания белорусской экономики соглашение о поставках российской нефти на 2013 год не подписано до сих пор. Есть договоренность о нефтяном балансе лишь на первый квартал. Руководство России хочет посмотреть, как Беларусь выполняет свои обязательства по поставкам бензина на российский рынок. В прошлом году Минск их не выполнил, что стало одним из поводов для конфликта. Теперь, оказавшись прижатой к стенке, Беларусь добросовестно поставляет бензин в Россию, хотя это и не всегда выгодно. И ожидает благодарности в виде подписания годового баланса о поставках российской нефти.

Но наиболее показательным примером этой изощренной тактики Москвы является случай с кредитом. Еще 7 декабря 2012 года на заседании Совета Антикризисного фонда ЕврАзЭС в Минске почти в торжественной обстановке было принято решение о выделении Беларуси очередного четвертого транша кредита в размере $440 млн. Министр финансов России Антон Силуанов на пресс-конференции заверил, что деньги придут «в ближайшее время». Но уже приближался конец января, а деньги все не приходили. Никогда ранее такой длительной задержки не было. Официальные представители антикризисного фонда ЕврАзЭС объясняли ее техническими причинами, мол, никак не могут погасить вексель.

Однако теперь уже очевидно, что действительные причины этой задержки лежали на поверхности. Дело в том, что Беларусь не выполнила обязательства, которые взяла на себя во время подписания соответствующего соглашения в 2011 году. Например, белорусское правительство должно было повысить коммунальные тарифы, стоимость проезда в общественном транспорте, продавать госактивы на сумму $2,5 млрд ежегодно. Но ничего этого белорусские власти не выполнили.

В ответ и возникла проблема с погашением векселя. А между тем нужда в валюте была большая. Беларуси необходимо возвращать долги, причем немалые суммы нужно платить именно в начале года: 14 января — $100 млн, 23 января — еще $80 млн.

Белорусские власти, может быть не сразу, но сообразили, что причина задержки кредита вовсе не техническая, и засуетились. В последние дни января они предприняли почти лихорадочные действия, чтобы удовлетворить претензии кредиторов. Хроника официальных сообщений просто впечатляет.

23 января Совет министров принимает постановление, которое вводит для населения дифференцированную оплату за электроэнергию и газ, что фактически означает увеличение коммунальных тарифов. 30 января заместитель председателя Мингорисполкома Ж. Бирич сообщила, что тарифы на проезд в общественном транспорте Минска в первом квартале 2013 года увеличатся на 17,5%. 30 января глава Государственного комитета по имуществу Г. Кузнецов объявил, что «правительством на 2013 год поставлена задача по формированию перечня объектов, продажа которых позволит привлечь иностранных инвестиций в сумме не менее $2,5 млрд». Особенно показательна последняя цифра, полностью совпадающая с требованием Антикризисного фонда ЕврАзЭС.

30 января глава белорусского правительства М. Мясникович заявил: Беларусь будет вместе с Россией создавать совместные транснациональные корпорации.

Но одних экономических мер по задабриванию России белорусскому руководству показалось мало. И потому в Минске решили применить в отношении союзника и другой метод, немного попугать его.

29 января А. Лукашенко принимает министра иностранных дел В. Макея. Какая самая актуальная тема стоит сейчас на повестке дня внешней политики Беларуси? Правильно, угадали. «Особо затрагивался вопрос перспективы взаимоотношений Беларуси с Европейским союзом, Соединенными Штатами Америки. Глава государства согласовал ряд предложений МИД Беларуси, направленных на дальнейшую активизацию работы с европейскими партнерами», — заявили агентству «Интерфакс-Запад» в пресс-службе главы государства. «Что у нас происходит на оси Восток-Запад? Меня интересует больше западная проблематика», — сказал президент. Вот так. Кто бы мог подумать, что А. Лукашенко сейчас интересуют больше не отношения с Россией, а «западная проблематика»?! И страны ЕС уже не враги, а «партнеры», с которыми нужно «дальнейшая активизация работы». Надо так понимать, что работа с «европейскими партнерами» и сейчас очень активна, но ее нужно еще больше активизировать.

А дальше стало еще интереснее. 31 января А. Лукашенко проводит совещание по вопросу совершенствования избирательной системы. До сих пор и президент, и глава Центризбиркома Л. Ермошина уверяли, что у нас самая совершенная избирательная система, а выборы у нас более демократические, чем в Европе и США, пускай они там у себя и совершенствуют, а нам и так хорошо. Но неумолимые обстоятельства побудили к демонстрационным жестам.

Совершенно очевидно, что эти шаги адресованы прежде всего Западу. Ибо Москву белорусская избирательная система совершенно не интересует. А президент, выступая на совещании, особо не скрывал, что все это делаются под влиянием ОБСЕ. Понятное дело, белорусское руководство не собирается демократизировать избирательное законодательство, следовать рекомендациям европейских организаций. Те изменения, которые были утверждены на совещании, ведут лишь к упрощению системы выборов (снижение порога явки, определение победителя в один тур). Но здесь расчет делается на то, что в ЕС не станут особо вникать в содержание новаций избирательного законодательства, а по достоинству оценят сам факт политической гибкости, готовности пусть к формальным, но уступкам.

Одновременно это такой немного примитивный, по-крестьянски простоватый шантаж России. Мол, давайте, ребята, деньги, не валяйте дурака. А не то найдем других «партнеров». Такие методы использовались уже много раз. Все к ним привыкли, они очень предсказуемы. Но, поскольку Лукашенко использует их раз за разом, то это означает, что, несмотря на весь свой примитивизм, подобная тактика работает. Он прекрасно понял больное место российской элиты и периодически на него нажимает, максимально используя имперские комплексы Москвы.

Вовремя поданный сигнал из Минска был правильно расшифрован в Москве. 31 января во второй половине дня Беларусь наконец получила долгожданный кредит. И сумма не такая уж большая, всего-то $440 млн. А сколько титанических усилий понадобилось, чтобы эти деньги выбить, буквально выцарапать у Москвы. Все это свидетельствует даже не столько о дефиците валюты, сколько о настроениях в правящих верхах. 

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.