По приговору суда бывший первый заместитель председателя Мингорисполкома Игорь Васильев должен провести в колонии усиленного режима 14 лет. Так чиновник, некогда входивший в кадровый реестр главы государства, наказан за взятку, к которой даже не успел прикоснуться…
Дело Васильева слушалось, как заявила судья, зачитывая резолютивную часть приговора, «в открытом частично закрытом судебном заседании». В этом, пожалуй, и есть главная особенность процесса. Ведь весь суд с самого начала мог проходить в полностью закрытом от общественности режиме, коли в материалах уголовного дела находились материалы под грифом «секретно».
Даже аргументы защиты и последнее слово обвиняемого, который свою вину не признал, оказались, получается, засекреченными. В тоже время несколько заседаний прошло в открытом доступе. И, похоже, это было сделано намерено.
Напомним, процесс начался 20 декабря. В деле был только один эпизод. Игорь Васильев обвинялся в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 430 УК (получение взятки лицом, занимающим ответственное положение, в особо крупном размере). Санкция статьи — от 8 до 15 лет лишения свободы. Гособвинитель просил для экс-чиновника максимального наказания.
Задержали же Васильева сотрудники КГБ утром 6 июля по подозрению вымогательстве взятки в 500 тысяч долларов у представителей европейского предприятия-инвестора за благоприятное решение вопроса, входящего в компетенцию чиновника и связанного с заключением инвестиционного договора более чем на 30 млн. долларов.
Передача наличных денег должна была осуществляться двумя равными частями по 250 тысяч долларов. Наручники на Васильева надели в его служебном кабинете после получения первой части взятки. Четверть миллиона «зеленых» первому заместителю мэра Минска принесли в черном портфеле прямо на рабочее место и оставили в шкафу.
Подробности этой части операции чекистов уже были изложены интернет-газетой Naviny.by. Деньги, как оказалось, не принадлежали потенциальному взяткодателю — чешской компании Еco Clean Energy, которую Мингорисполком анонсировал как инвестора проекта по строительству мусороперерабатывающего завода. Пачки долларов представляли собой средства из специального фонда КГБ.
Надо понимать, что туда они и вернулись. В резолютивной части приговора о них речь вообще не шла. Деньги, к слову находились в черном портфеле, который, как вещественное доказательство суд постановил вернуть владельцу — КГБ. Так что в данном случае конфискации предмета взятки — 250 тысяч долларов — быть не могло, и государственная казна ничего в этой части сделки не поимела.
Безусловно, за кадром осталась главная интрига этой высоко коррупционной истории — оперативно-розыскные материалы дела, которые, без сомнения, сыграли решающую роль в вынесении Васильеву обвинительного вердикта. Возможно, именно в этих материалах на тот момент второе лицо столичной исполнительной власти проявило, скажем так, свое желание взять полмиллиона долларов.
В таком случае, за это желание он и поплатился. Образно выражаясь, проверку на вшивость чиновник не прошел, а потому должен быть наказан, чтобы и другим потенциальным коррупционерам неповадно было.
Возможно, поэтому часть процесса прошла в открытом режиме — чтобы все знали, как это делается и чем это заканчивается. Так что очень даже может быть, что суровый приговор Васильеву это послание определенной части белорусского чиновничества. Далеко не первое, надо заметить, предупреждение за все годы борьбы с коррупцией и, очевидно, не последнее.
Но в данном случае, послание очень актуально в связи с грядущим (или уже происходящим?) 25% сокращением отечественной армии чиновников. Как в такой ситуации не задуматься о будущем и не протянуть руку взятку дающему? А если в этой руке такая сумма, что и внукам хватит?
Это с одной стороны. Есть и другая. Президент и правительство требуют от ответственных товарищей кровь из носу, но привлечь в экономику страны иностранные инвестиции. Задания исчисляются миллиардами долларов, а результаты с гулькин нос. К месту напомнить, что и предыдущая коррупционная история с рекордной 500 тысячной долларовой взяткой также имела инвестиционный привкус. В 2008 году к 11 и 10 годам лишения свободы приговорили бывших генерального директора ОАО «Беллегпромпроект» Семена Иокшу и директора КУП «УКС администрации Ленинского района г. Минска» Владимира Чигрина.
Согласно материалам уголовного дела, за полмиллиона долларов чиновники обещали российским инвесторам помочь выиграть тендер на застройку жилого комплекса в столице. В деле также фигурировал черный портфель, набитый «зеленью», а посредники от якобы взяткодателя оказались мифическими лицами — в российской строительной компании никогда не работали и в списках граждан Беларуси не числились.
Обе эти истории наводят на мысль, что для белорусских чиновников сегодня нет страшнее персонажа, чем возможный инвестор с черным портфелем в руках. Перспектива такова, что лучше лишиться работы за срыв плана по инвестициям, чем лишиться свободы и всего честно нажитого имущества в результате возможного оперативного эксперимента правоохранителей, от которых тоже в свою очередь требуют показателей в борьбе с набившей оскомину коррупцией.
В октябре Александр Лукашенко принял с докладом генпрокурора Александра Конюка. «Я, конечно, рад, — сказал глава государства, — что у нас идет соответствующая борьба и уменьшилось количество коррупционных проявлений, но мне кажется, что с раскрываемостью преступлений, особенно в Минске, и в борьбе с коррупцией мы все-таки немного недорабатываем».
Вероятно, после таких слов президента новые громкие уголовные дела не за горами…
Что может потерять семья осужденного Васильева после вступления приговора в законную силу
В результате обысков в ходе следствия по делу бывшего первого заместителя председателя Мингорисполкома было изъято и наложен арест на следующее имущество:
— боевой пистолет модели Иж-70 и 80 патронов к нему, газовый револьвер и 59 патронов нему;
— наличные деньги: 14 776 долларов, 2005 евро, 300 юаней, 517 тысяч российских рублей, 3 272 620 белорусских рублей, 4 460 простых акций ОАО «Минский комбинат силикатных изделий», находящихся в доверительном управлении «Беларусбанка»;
— деньги на банковских счетах на имя Игоря Васильева: 12 504 000 белорусских рублей, 2 820 000 белорусских рублей, 13 012 долларов, 3789 евро;
— автомобиль Toyota RAV, гараж площадью 42 кв.м. на улице Слободской;
— около трех десятков изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней. В их числе: слитки из золота от 1 грамма до 100 граммов, золотые кольца, в том числе с бриллиантами, подвески, запонки, цепочки весом до 20 граммов, два золотых браслета весом 20 и 60 граммов, три золотых креста весом от 5 до 48 граммов, серебряные сувенирные монеты весом до 30 граммов;
— пять швейцарских наручных часов, два мобильных телефона, планшетник и ноутбук.
Виктор ФЕДОРОВИЧ, Naviny.by
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…