ЛУКАШЕНКО СТАВИТ ЗАДАЧИ, ПРОТИВОРЕЧАЩИЕ ДРУГ ДРУГУ
Речь главы государства на недавнем заседании Совета министров в очередной раз показала: Александр Лукашенко отказывается верить, что старая социально-экономическая модель больше не способна генерировать высокие темпы роста. Скорее, президенту близка иная идея — свободный рынок становится причиной дисбалансов в экономике.
Именно поэтому красной нитью через его речь пролегает идея очередной централизации и ужесточения условий хозяйствования. Вдобавок Лукашенко помнит предыдущие годы, когда именно эти инструменты работали и позволяли достигать 10% экономического роста в стране.
При этом президент не хочет слушать инакомыслящих ни из «пятой колоны», ни даже из круга представителей власти.
Но официальный лидер не учитывает, что внешние условия изменились, и все его предложения в итоге могут привести к откату экономики на несколько лет назад.
Цены: назад, в рабство
Александр Лукашенко прозрачно намекнул правительству и Нацбанку, что за увеличение инфляции они ответят головой. Сокращение инфляции — одна из важнейших задач на текущий год. От ее выполнения зависит, насколько быстро экономика сможет развиваться дальше.
По итогам первого месяца текущего года инфляция составила 3%. Есть все основания предполагать ее дальнейший рост в феврале. При этом Белстат почему-то перестал публиковать информацию об уровне инфляции за каждую декаду.
Возможно, было бы логичнее наказывать руководителей Нацбанка (именно в его обязанности входит поддержание инфляции на низком уровне) рублем или увольнением. Но Александр Лукашенко предложил свою излюбленную схему — ручное управление.
«Я требую прекратить вольницу в ценообразовании. Нет такой необходимости. Правительству и Национальному банку нужно более эффективно осуществлять ценовое регулирование», — подчеркнул глава государства.
Ручное управление ценами приведет к очередным дисбалансам в экономике. Такой процесс можно было наблюдать в Беларуси несколько лет назад, когда цены жестко регламентировались и контролировались.
Институт рыночной цены — крайне важный источник информации для предпринимателей, он говорит о состоянии рынка. Если его убрать или исказить, экономика заболеет скрытой инфляцией и дефицитом отдельных товаров.
Это понимают и министр экономики Николай Снопков, и вице-премьер Петр Прокопович. Можно предположить, что они всеми возможными способами будут объяснять президенту пагубность регулирования цен.
Но есть и объективные факторы, делающие такое регулирование проблематичным: в Беларуси для этого не так много внутренних ресурсов. С учетом проводимой «модернизации» (читай — технического перевооружения) денег вообще нет.
Поэтому единственное, на что решатся власти — незначительное регулирование цен и тарифов, а также выдумывание оправданий для объяснения, почему цены растут.
Банки виноваты в своей успешности?
Александр Лукашенко дал понять банкирам, что дорогие кредитные ресурсы — проблема не только правительства. Судя по словам президента, банкам придется поделиться своими прибылями и начать самостоятельно привлекать деньги в страну. Если первое попахивает национализацией банковской системы, то со вторым банки уже сегодня справляются лучше, чем все правительство в целом.
За весь прошлый год в страну было привлечено прямых иностранных инвестиций 1,4 млрд долларов при прогнозе 3,7 млрд долларов. Из них 26,4% были направлены в банковский сектор страны. Таким образом, более четверти иностранных инвестиций приходится на тот сектор, который, по мнению Лукашенко, денег не привлекает. Имея лучшие условия хозяйствования, банки смогли бы привлекать еще больше инвестиций.
«В то же время все видят, что банки в этой ситуации далеко не бедствуют. Пришла пора повернуть банковскую систему лицом к экономике», — отметил Александр Лукашенко. Риторический вопрос: надо ли упрекать банки за их успешность?
Президенту необходимо, чтобы процентные ставки по кредитам были доступны промышленности. Но этого можно достигнуть только за счет макроэкономической стабилизации в стране. Директивное снижение ставок приведет к росту инфляции, который Александр Лукашенко также запретил.
Поэтому Надежде Ермаковой как главе Нацбанка остается продолжать всеми возможными инструментами сдерживать инфляцию и пытаться тем самым понизить ставки по кредитам. Особых изменений в банковской сфере после слов президента никто не заметит.
Президента перестают слушать
Главный вывод— Александр Лукашенко прибег к излюбленной популистской риторике. Те меры экономической политики, которые он предлагает, противоречат одна другой.
Номенклатура, в свою очередь, все больше действует в своих интересах, де-факто не обращая внимания на слова руководителя страны.
С одной стороны это может привести к еще большей коррупции, приватизации в свою пользу и т.п. С другой — к усилению роли номенклатурной элиты, которая все сильнее будет выступать за изменения в стране.
Антон БОЛТОЧКО, Naviny.by