Нынешняя власть белорусам изрядно надоела, но они готовы ее терпеть. Такой парадоксальный вывод напрашивается по итогам свежего исследования НИСЭПИ.
Социологи, проведшие очередной национальный опрос в марте, отмечают, что экономическое самочувствие респондентов ухудшилось. Если говорить о политике, то лишь 36,5% белорусов считают, что Александр Лукашенко должен участвовать в президентских выборах 2015 года.
При этом его электоральный рейтинг хотя немного и подрос, но все равно далек от показателей звездных времен — 33,4%. Негусто для «народного президента», который наверняка уже думает о выборах-2015.
Народ хочет все на блюдечке
И вот на этом фоне 74,8% граждан полагают, что Беларусь нуждается в переменах. На первый взгляд, для убежденных противников режима — невероятно благоприятная ситуация, чтобы ковать политическое железо. Ведь власти желанием проводить экономические, а тем более политические реформы не горят. Значит, самое время мобилизовать народ под флаги политической альтернативы.
Но не тут-то было. Народ катастрофически деполитизирован (а многие, видимо, банально боятся). При том, что три четверти — за перемены, еще больше — 75,9% — заявляют, что определенно или скорее не готовы лично более активно участвовать в политике. Вот так, короче: сделайте нам красиво, а мы рыпаться не станем.
Независимый социолог Александр Соснов в комментарии был довольно резок, характеризуя «знаменитую белорусскую амбивалентность», «желание усидеть на двух стульях».
По его словам, белорусы «хотят все получить на блюдечке с голубой каемочкой». Лукашенко в свое время потому и пришел к власти, что охотно все это обещал, считает Соснов. Но теперь бессменный президент столкнулся с отсутствием средств, и «это рано или поздно его прижмет», добавляет собеседник.
Сейчас глава государства пытается вдохновить народ перспективой модернизации, но у населения преобладает скепсис. Только 35,4% считают, что в ближайшее десятилетие в стране возможны модернизация экономики, прорыв на основе новейших технологий, а свыше 40% с этим не согласны.
Оппозиция увязла в междоусобицах
На фоне крепнущего неверия населения в возможности власти оппоненты Лукашенко, по идее, должны набирать очки. Но за квартал и так незавидный уровень доверия к политическим партиям обвалился: в декабре было 20%, в марте — 13,1%. Личные рейтинги доверия оппозиционных лидеров еще ниже. Наилучший у Владимира Некляева — 5,1%, остальные — в пределах ошибки выборки.
Отмечая тенденцию деполитизации населения, политолог Валерий Карбалевич заметил: «А что в последние месяцы обыватель слышал об оппозиции? В основном то, что ее лидеры ссорятся между собой и ни о чем не могут договориться».
Действительно, не от хорошей жизни, а просто чтобы не смешить людей, тот же Некляев свернул бесплодные на сегодня консультации насчет единого кандидата на выборы-2015. Другой экс-кандидат на прошлых выборах, ныне политэмигрант Андрей Санников уже заявил, что единый кандидат для следующей президентской кампании в принципе не нужен: его, мол, будет от и до контролировать Лукашенко.
Идея конгресса демсил поддерживается условно конструктивным крылом оппозиции («Говори правду», «За свободу», Партия БНФ), но не находит отклика на другом, более радикальном фланге (ОГП, христианские демократы). В свою очередь, не находит широкой поддержки и предложение лидера ОГП Анатолия Лебедько определить лидера сторонников перемен через праймериз с использованием интернета. В общем, народ пока не видит и намека на внятную персонализированную альтернативу Лукашенко. К тому же осталась зарубка от сумбурной Площади-2010, когда вот так же, предпочтя двинуться на режим «рассыпанным строем», оппозиционные лидеры в итоге подставили вышедших на улицу сограждан под сокрушительный удар репрессивной машины.
Валерий Карбалевич отмечает, что фактор роста политической эмиграции также работает против единства оппозиции. «Большинство обывателей, мне кажется, скептически оценивают возможность позитивного влияния на Беларусь из-за границы», — считает эксперт.
При этом те, кто оказался за пределами Беларуси, естественно, не согласны с ролью политических трупов и пытаются перетянуть одеяло на себя. В итоге раздрай крепчает. На тех, кто в стране, вешаются ярлыки агентов КГБ, пособников режима. В ответ слышится: конечно, вам легко быть умниками и пламенными борцами, попивая пиво на бульварах Евросоюза!
Все эти бури в стакане виртуальной воды отслеживают в нюансах лишь эксперты. Обыватель же, до которого доносятся глухие отголоски, довольствуется общим заключением: да эти оппозиционеры даже между собой договориться не могут, а туда же — хотят власть поменять!
Страна без политического класса беззащитна
Здесь сторонникам перемен впору впасть в депрессию. Да с таким безропотным народом и настолько маргинализированной оппозицией можно пролонгировать президентство, пока хватит физического ресурса! А уж выборы-2015 Лукашенко, если не случится форс-мажора, вообще проскакивает на автомате.
Аналитики, однако, не считают, что ситуация в этом плане фатальна. Не факт, что белорусскому официальному лидеру удастся наскрести достаточно денег под выборы. Как видим, пока ни Путин, ни сингапурцы, ни шейхи раскрывать финансовые закрома не спешат. И уж тем более проблематичен кредит от МВФ, под который надо делать реформы и выпускать политзаключенных.
А если напечатать пустых денег, то в 2016-м возможен обвал по типу 2011-го. В общем, выкрутиться Лукашенко непросто.
«Если бы его рейтинг был сегодня 70%, то можно было бы говорить, что для оппонентов на очередных выборах все глухо, — рассуждает Валерий Карбалевич. — А при 30% с хвостиком ниша альтернативы, в принципе, пуста».
Вопрос во многом упирается в политическую волю противников режима, убежден аналитик: способны ли они будут сплотиться, принять консолидированную стратегию, выдвинуть единого лидера.
Пока, добавлю от себя, такой вариант близок к научной фантастике. Народ же, по убеждению социолога Соснова, выйдет на улицу разве что в случае пустых полок, как это было в начале 90-х. Однако в критический момент Москва спасет Лукашенко, не даст его системе обвалиться, полагает собеседник.
Вопрос в том, какой ценой для Беларуси обернется это спасение. При отсутствии здесь политического класса, системы сдержек и противовесов, механизмов влияния граждан на государство — в некий час Х прибрать к рукам чистенькую страну в центре Старого Света может стать для Москвы делом техники.
Александр КЛАСКОВСКИЙ, Naviny.by
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…