КТО ЗАСЕЛИТ ПУСТЕЮЩУЮ БЕЛАРУСЬ
Иностранцам, особенно из бывших советских республик, она представляется идеальным местом для жизни. Тут чисто, нет пробок, хорошие продукты в магазинах, неплохое медицинское обслуживание и смешные счета за ЖКХ.
«Классная страна, чего из нее молодежь бежит — непонятно. Наверно, через несколько лет начнут возвращаться», — хлопал меня по плечу знакомый русский во время турпоездки по Беларуси после того, как услышал, что я хочу уехать.
Я ответил привычно для белорусов: «Не нужно путать туризм с эмиграцией». Все дело в том, что в государстве, построенном Лукашенко в соответствии с собственными представлениями о прекрасном, для молодежи, особенно умной, амбициозной и квалифицированной, совсем нет никаких перспектив.
Русский, пробывший в Беларуси хотя бы неделю, уже начинает недоумевать и задаваться детскими для каждого местного вопросами. Почему в Минске так мало рекламы, а качественной нет вовсе? Почему, когда по телевизору показывают передовые предприятия, в кадрах никогда нет менеджеров младше 50 лет — одни старики? Почему, когда местному бизнесмену озвучиваешь отличную бизнес-идею, обкатанную в Москве или Киеве, у него нет желания этим заниматься, и аргументировать это нежелание он не хочет, просто отнекивается со словами «долго объяснять»?
На все эти вопросы есть только один ответ. У белорусской молодежи нет перспектив. Все заводы — государственные, и тамошнему руководству не объяснить, что для хороших продаж нужны хорошие маркетологи. Крупный частный бизнес тоже не заинтересован в широкой рекламе своих услуг: не светиться в Беларуси важнее агрессивной кампании по захвату рынка, иначе повышенный интерес регулирующих органов обеспечен.
Руководители отделов продаж крупных сетей в Беларуси сегодня зарабатывают $1,5— 2 тысячи — это в три-пять раз меньше, чем в России, и примерно в два раза меньше, чем в Украине. Дизайнеры, претендовавшие в Беларуси на $1 тысячу в месяц, массово уезжают в Москву, где зарабатывают на худших должностях около $3 тысяч. Квалифицированный белорусский врач с частной практикой может заработать в Минске $2 тысячи, а в Москве или Польше — $7—8 тысяч.
Всеобщая уравниловка в зарплатах, навязываемая государством сверху вот уже 20 лет, делает Беларусь привлекательным государством для «простых людей», но профессиональной тюрьмой для тех, кто хочет большего.
Открыть свою компанию молодому человеку с образованием, амбициями, но без связей очень сложно, а сохранить ее от разорения налоговиками, милицией, пожарными — еще сложнее. Товары и услуги премиум-класса тут тоже не востребованы: жизнью в стиле luxury в стране не живут даже олигархи.
Вот специалисты, необходимые государству для нормального устойчивого развития, и разъезжаются по всему миру. За границей, говорят, сейчас работает около миллиона белорусов. Немало для страны с девяти с половиной миллионным населением. И это без учета нелегальных мигрантов, обосновавшихся в России и на Украине.
Все это создает государству проблемы. Взять, например, здравоохранение. Официальная статистика говорит, что в 2012 году Брестская область была укомплектована специалистами в этой отрасли на 76%, Могилевская — на 67%, а районные центры по этому показателю едва дотягивают до 50%.
По местному телевидению едва ли не в каждом выпуске новостей рассказывают о «простых людях», которые нашли себе применение в Беларуси. Все это почти всегда подтверждается жизнеутверждающей цитатой диктора или самого молодого работника: «Где родился — там и пригодился». Интерес пропагандистской машины к этому явлению виден невооруженным взглядом.
Уезжают все: врачи, инженеры, архитекторы, дизайнеры, рекламщики, журналисты, специалисты по продажам, сценаристы. Программисты остаются в стране только физически: все давно заняты фрилансом на иностранных заказчиков. Хотя и они часто задумываются об отъезде: для работы необходим хотя бы быстрый интернет, а заполучить на дом канал шире 4 Мбит/сек — та еще задача. Провайдеры интернета их просто не предлагают. Плюс ко всему, ходят слухи, что скоро за таких формально безработных возьмутся налоговики — будут выяснять, на какие средства кто живет.
Стимулов зарабатывать в Беларуси большие деньги тоже нет. Налоговая и другие «контролеры» активно атакуют всех покупателей дорогих машин, недвижимости, турпутевок в экзотические страны. Купил квартиру хотя бы за $30—40 тысяч — отчитайся, где взял деньги. Купил автомобиль в салоне — предоставь декларацию.
Свежая новость: таможенный комитет инициировал новые уголовные дела против перегонщиков автомобилей. Будут прессовать тех, кто в 2010—2011 году активно ввозил на территорию страны подержанные машины из Европы. Тогда белорусы закупали автомобили впрок или для последующей перепродажи русским: авто с белорусской пропиской разрешали ввозить в РФ беспошлинно.
Если посмотреть далеко в будущее, то никаких радужных перспектив тут явно не намечается. Есть проблемы с демографией: численность населения постоянно уменьшается. И говорит об этом не только оппозиция. Власти недавно признали, что к 2032 году 60% территории страны окажутся критически незаселенными. А ведь тут нет Сибири и Крайнего Севера.
Как бороться с недостатком кадров? Власть решила пойти по простому пути — активно привлекать в страну трудовых мигрантов из «трудоизбыточных регионов» бывшего СССР, то есть из Средней Азии. Проект с говорящим названием «Интернационализация рынка труда РБ: удовлетворение спроса предприятий в рабочих кадрах в условиях уменьшения численности выпускников учреждений профессионального образования» уже подготовлен.
А в ближайшее время белорусский парламент собирается рассмотреть законопроект, предусматривающий компенсации иностранным специалистам. Приехал грамотный специалист по запросу госучреждения — получил подъемные. Мера, конечно, вынужденная: белорусские чиновники буквально каждый день говорят о дефиците квалифицированных специалистов во всех отраслях.
В белорусских вузах обучаются более 12 тысяч иностранных студентов из 88 стран мира. 6 тысяч из них приехали в страну из Туркменистана, 2 тысячи — из Китая, тысяча — из России. Идут разговоры о том, что все иностранные студенты скоро получат возможность оставаться в Беларуси работать без необходимости получения специального разрешения на трудоустройство. Очевидно, оставаться в Минске будут только те, у кого на родине ситуация с зарплатами еще хуже. То есть выходцы из Средней Азии. Только трудиться тут они будут не дворниками, а инженерами.
Осенью прошлого года Лукашенко, кстати, дал указание сократить набор в белорусские вузы из-за избытка, по его мнению, специалистов с высшим образованием. Мол, руководителей много, а специалистов в техникумах — недостаток. Он понимает, что чем хуже будут образованы белорусы, тем меньше шансов, что они будут востребованы в Европе или России.
Дмитрий ГЕРАСИМОВ, slon.ru