Потребность Беларуси в электричестве растет и к 2020 году может составить до 41 миллиарда киловатт часов. На этом фоне любая дополнительная возможность получить электроэнергию выглядит соблазнительно. Но что происходит на деле?
Рискуют все
Недавно в Могилевскую область пришли китайские инвесторы с проектом строительства солнечной электростанции мощностью 300 МВт.
— Интерес китайцев понятен: Беларусь сегодня предлагает за солнечную электроэнергию самую высокую в Европе цену. И китайцы готовы построить не одну станцию, а две, три, покрыть половину мощности будущей атомной электростанции, — рассказывает директор ЗАО «Технологический парк Могилев» Василий Молочков.
Предложение от китайских инвесторов более чем заманчивое. Да и денег из областного бюджета в строительство высокотехнологичной станции вкладывать не придется. Вот только для Могилева, как и для всей Беларуси, такое предложение может оказаться невыгодным. Почему? Ответ кроется в законодательстве.
С первого взгляда, законодательство в области энергетики в Беларуси очень прогрессивное. В нем есть, так называемые, «тарифы на закупку солнечной электрической энергии», которую производят юридические лица и индивидуальные предприниматели. И этот тариф в три раза выше, чем тариф, по которому энергия продается населению.
— Получается, производство этой электроэнергии выгодно для бизнеса, но невыгодно для государства, — отмечает Василий Молочков.
Тариф на обычную электроэнергию для юридических лиц составляет 0,11 евро, в то время как на солнечную — 0,33 евро. По подсчетам эксперта, если «Могилевэнерго» закупит хотя бы половину из произведенной потенциальной солнечной электростанцией энергии, то через год станет банкротом. Ведь закон обязывает предприятие покупать солнечную энергию втридорога, но продавать ее оно должно по стандартным тарифам. Кто возместит разницу, непонятно.
Солнечная энергия дорогая во всем мире, иначе такие электростанции просто не окупятся. Впрочем, по утверждению Василия Молочкова, в отличие от цен на обычную электроэнергию, которые постоянно растут, себестоимость солнечной — снижается.
— Нельзя сказать, что белорусы начали заниматься производством солнечной энергией рано. Как раз нет, вовремя. И тарифы, обозначенные в белорусском законодательстве, могут стимулировать этот процесс. Проблема лишь в том, что по закону за закупленную солнечную электрическую энергию должно платить «Белэнерго». А это пусть и государственная, но все же коммерческая организация, которая не желает идти на такой глупый, с точки зрения бизнеса, шаг, — подчеркивает Василий Молочков.
Выход может быть найден в изменении законодательства, считает эксперт.
Например, во введении дифференцированной системы тарифов на закупку электроэнергии.
— Пришел инвестор сегодня — даем ему гарантию, что будем покупать его энергию по сегодняшнему тарифу в ближайшие несколько лет. Пришел завтра — тариф будет ниже. Послезавтра — еще ниже. Эта линейка вынудит инвестора поторопиться с приходом на белорусский рынок, — отмечает Молочков.
Кроме того, по его мнению, государству важно предусмотреть в бюджете специальную статью расходов на закупку солнечной электроэнергии.
— А если государство не способно выделить такие деньги, то оно должно поступить так, как, например, в Германии, где говорят: «Извините, у нас нельзя построить такую мощную станцию. Мы разрешаем вам не на 300 МВт строить, а только на 10 МВт». Здесь — десять, там — десять… Это будет не так тяжело для «Белэнерго», и игроков может прийти больше, чем одна крупная китайская компания, — подчеркивает могилевский эксперт.
Василий Молочков отмечает: в вопросе энергетики и зарубежных инвестиций нельзя делать ставку на одного-двух сильных игроков, которые станут монополистами.
— Почему сегодня любая область и любой губернатор будет счастлив приходу китайцев? Да потому, что ему свои деньги за этот проект платить не нужно, да у него их и нет. Зато есть задание по привлечению инвестиций, которое нужно выполнять. Беда в том, что инвесторы просят гарантий, в том числе и того, что завтра страна не снизит тарифы на закупку солнечной электрической энергии. Но такие гарантии губернаторы дать не могут, — говорит Молочков.
Альтернатива альтернативе
Пока зарубежные инвесторы ждут гарантий, а государство ломает голову над тем, как не разорить «Белэнерго» и развивать альтернативную энергетику, на этот вопрос, как ни удивительно, готовы ответить владельцы агроусадеб.
— Измените законодательство, дайте нам, владельцам усадеб, возможность подключатся к сетям, вырабатывать свою электроэнергию, не для продажи, для собственного потребления, — говорит Анатолий Ганец, владелец одной из лучших в Беларуси агроусадеб «Ганка».
Вопрос возможности включения в программу обеспечения энергобезопасности физических лиц, реального опыта внедрения альтернативных источников энергии в сельской местности, обсуждался во время круглого стола «Энергоэффективность, энергосбережение и альтернативные источники энергии», прошедшего в рамках III Республиканской научно-практической конференции устойчивого развития регионов «Партнерство в действии».
— Для цивилизованного общества — это разумная и стандартная практика разрешать физическим лицам производить электроэнергию», — считает Василий Молочков.
— Чего проще, — поддерживает идею Анатолий Ганец. — Дайте мне технические условия, проверьте качество моей энергии, возьмите ее себе и верните мне лишь столько, сколько я потребляю. Остальное ваше.
Речь не идет о бизнесе, поскольку владельцы усадеб просто по закону не имеют права продавать выработанную собственными силами электроэнергию. Лишь о том, чтобы подпитывать электросети выработанной собственной солнечной батареей или ветряком энергией, с тем, чтобы после бесплатно пользоваться ею, а излишки, по сути, «дарить» государству.
Тем более, что если для предприятий энергоэффективность и использование возобновляемых источников энергии — задача модернизации и конкурентоспособности, то для сельских территорий — это вопрос выживания. А там и до устойчивого развития недалеко.
В Беларуси нет проблем в энергетике
Впрочем, как в случае с приходом зарубежных инвесторов, так и в случае с участием в процессе физических лиц, остается вопрос готовности населения страны к использованию альтернативных источников энергии, которая, как и любой другой экологичный товар, все еще остается дорогой.
У клиентов пока просто нет внутренней мотивации на потребление энергоэффективной продукции, отмечают участники круглого стола. А значит, не обойтись без образования населения, активной информационной кампании, которая бы дала понять белорусам: альтернативные источники энергии — это экологично, экономно и устойчиво. Они не иссякнут завтра, не разорят наших детей, не загрязнят воду, воздух, землю.
В конце концов, убеждены эксперты, в Беларуси нет проблем в энергетике. Страна просто должна научиться правильно использовать то, что дает природа, — солнце, ветер, воду…
Янина МЕЛЬНИКОВА, Zautra.by
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…