АНДРЕЙ ДМИТРИЕВ: «ЗАБЫТЬ ПРО ОДНОГО — ВСПОМНИТЬ ПРО ВСЕХ!»
Кто, если не он? Мы.Не «Макей», не «единый», не ставленник России. Мы после него.Нам понимать, как жить и быть после…
— Чего он там говорил? — cкучая, спросил сосед, очевидно имея в виду накануне показанное по «ящику» обращение А. Лукашенко.
— Ничего интересного, — автоматически ответил я.
— А, ну ясненько… А сам-то как?
После этого мы минут десять поболтали, обсуждая погоду, посевную, зарплаты — и вообще все в целом: куда катимся? Когда сел за руль, неожиданно понял: мы обсудили свою жизнь и будущее, вообще прямо не упомянув фамилию президента Лукашенко (!). Словно его и нет… А еще лет пять назад ерничали бы над цитатами и гадали, к чему он сказал то, а к чему — это… Пытались бы понять, «как оно будет», исходя из его фраз…
Приехав в офис, поделился своими мыслями с другими. Мы уже давно обсуждали это с региональными активистами «Говори правду» и теперь окончательно поняли, что у всех схожее понимание. Суть его в следующем. Как-то незаметно для нас всех в Беларуси изменилась ситуация: наш бессменный президент стал политиком прошлого. Он ушел из сегодняшних актуалий и надежд большинства.
Поэтому Владимир Некляев абсолютно прав, когда говорит: «Важно, не кто вместо, а — как после».
И если мы все это поддерживаем, то самое время нам в «Говори правду» принять важное решение. С этого момента наши активисты, региональные лидеры больше не употребляют имя ППРБ, чтобы объяснить все и вся в наших действиях и придать им смысл. Эту фамилию политика надо оставить историкам, исследователям, библиографам.
Совершенно очевидно, что враг № 1 для него — время. Начиная с 2009 года, он ни разу не выступил так, чтобы можно было воскликнуть: «О, как слышит людей!».
Увы, каждое его послание и пресс-конференции последних лет показывают: человек, кажущийся вечным, устал. С невероятной скоростью он снова и снова наталкивается на стену, которую сам построил между властью и людьми. Понимая это, постоянно старается подменить собой страну. Чтобы мы про него, а не про страну говорили. Про его будущее, а не про будущее страны думали. Код «Лукашенко» в оппозиционной среде использовали много и часто. В том числе как способ показать свою смелость, непокорность, оппозиционность. Некоторые просто подменили страну Беларусь фамилией Лукашенко и уже не видят границы между столь разными словами. Для многих политика — это и есть Лукашенко: любовь или ненависть к нему.
А вот для нас — нет. Мы видим политику по-другому. Считаем важным объединяться вокруг будущего, а не сыпать проклятиями в прошлое.
С первого взгляда кажется невозможным перестать говорить про него. Как?! Ведь он — повсюду! У него есть власть, чтобы постоянно врываться в личную жизнь каждого из нас. Посадить в тюрьму, снять чиновника, построить ледовый дворец, назначить «Дожинки», убрать другие праздники, переименовать улицы — все это он как мог запросто сделать, так и может.
Но он не может сегодня главного — развивать страну, вдохновлять идеями, как идти вперед. Для этого он просто устал… Что и понятно — слишком большой груз: 19 лет у «руля».
Но для большинства людей сегодня более интересно иное: ЧТО и КАК будет для Беларуси? Для таких людей и с такими людьми мы работаем, призываем их действовать вместе. Вместе с ними мы хотим вырваться и перестать использовать устаревший код одного лишь человека — и начать создавать и использовать новый код: Мы и Наша страна.
Поэтому в 2012-м мы представили «Гражданский договор» — новый принцип в политике, где приоритетом не президент или отношение к нему, а важные для людей дела. В году нынешнем начали работу над национальной повесткой перемен — общественным договором про перемены, где главный принцип — «не кто вместо, а как после».