Categories: Диагноз

СПАД ПОШЕЛ НА ПОДЪЕМ

Спад — это когда ваш сосед теряет работу, кризис — когда работу теряете вы.Гарри Трумэн

В последнее время приходят просто удручающие вести о ситуации в экономике Беларуси. Все планы и прогнозы властей на 2013 год трещат по швам. 

Прежде всего, падают святая святых белорусской модели — валовые показатели. На 2013 год рост ВВП запланирован 8,5%. За январь — февраль он составил лишь 2,5%.

В этом смысле наиболее показательна ситуация в промышленности. За четыре месяца 2013 года выпуск промышленной продукции сократился на 1,7%. Причем, эта тенденция нарастает. В апреле по отношению к марту падение составило 4,7%. На экономическом языке это называется рецессией или депрессией.

Помните, как в 2011 году, когда в Беларуси случился финансовый катаклизм, А. Лукашенко, всячески пытаясь оправдаться, говорил, что дескать, никакого кризиса в стране не было, ибо кризис — это когда падает производство, останавливаются предприятия. Так вот сейчас как раз мы и наблюдаем эти симптомы. Только за последние несколько месяцев МАЗ, МТЗ, «Горизонт», другие заводы переводили работников на неполную рабочую неделю.

Промышленный спад был бы еще большим, если бы экономика развивалась по рыночным законам. Т. е. сокращение производства происходило вслед за падением спроса. Однако в экономике, ориентированной на вал, действуют другие закономерности. В итоге, поскольку производство плохо реагирует на сокращение спроса, стали быстро расти складские запасы. Они составляют 82,4% от среднемесячного объема производства (год назад — 49,7%).

Все эти проблемы стали результатом сокращения экспорта. За первый квартал он уменьшился почти на 20%. Например, продукция предприятий Минска в январе-апреле поставлялась в 100 стран, тогда как в прошлом году — в 144 страны.

Конечно, важным фактором этого падения стала ликвидация «растворительного» бизнеса, который в первой половине 2012 года достиг своего пика.

Но не только. Появились серьезные проблемы с продажей белорусской продукции на российском рынке. В связи со вступлением России в ВТО, он стал более конкурентным, там появилось много товаров из других стран. Белорусская нереформированная экономика оказалась к этому не готова. Кроме того, российский рынок «просел» из-за падения мировых цен на нефть, которая является одним из основных источников доходов бюджета РФ.

Не самая лучшая конъюнктура сложилась на калийном рынке, в результате чего доходы от продажи калия оказались ниже ожидаемых.

Падает рентабельность, происходит рост неплатежей, что уже сказалось на бюджете. В I квартале 2013 года поступления налога на прибыль составили Br1,6 трлн при плане Br2 трлн. Министерство финансов Беларуси констатирует, что чистый убыток субъектов хозяйствования вырос в 1,8 раза.

Интересная история происходит с внешнеторговым балансом. Официальные лица упорно твердят, что он положительный. Но это статистическая хитрость. Лукавство в том, что статистика не учитывает суммы, которые Беларусь должна регулярно выплачивать в российский бюджет. Речь идет о таможенных пошлинах на экспорт нефтепродуктов. Поскольку Россия поставляет в Беларусь нефть без экспортных пошлин, то союзники договорились, что при продаже за рубеж продукции НПЗ таможенный сбор перенаправляется в российский бюджет. В итоге, с учетом этих платежей, внешнеторговое сальдо является отрицательным. Этот дефицит баланса нарастает с каждым месяцем.

И это несмотря на огромные российские дотации, которые, согласно исследованию ученых Академии наук Беларуси, составляют $10 млрд в год.

Как на все это реагируют власти? Прежде всего, не признают остроты проблемы, всячески приукрашивают экономическую реальность, успокаивают народ. В этом особенно преуспел вице-премьер П. Прокопович, которому можно присвоить звание «заслуженный сказочник Беларуси».

Но это для публики. А вот на что они надеются на самом деле, как собираются выкрутиться из этой нелегкой ситуации? Судя по всему, власти рассчитывают, что все эти трудности временные, что они должны как-то рассосаться. Экономический курс никто менять не собирается. Об этом, например, свидетельствует тот факт, что на таком драматическом экономическом фоне реальная зарплата с начала года выросла на 22%.

Ставка делается на мифическую модернизацию, которая каким-то чудодейственным образом должна удержать на плаву белорусскую экономику. Похоже, А. Лукашенко с П. Прокоповичем в это действительно верят.

А текущие проблемы пытаются разрешить в оперативном порядке. Например, что делать с огромными складскими запасами? Президент быстро нашел, как он считает, удачный выход. Он дал поручение премьер-министру М. Мясниковичу раздать технику белорусским субъектам хозяйствования за полцены, в рассрочку. Понятно, что это никак не решает проблему, а лишь усугубляет ее, в частности, лишает и без того небогатые предприятия, произведшие эту продукцию, оборотных средств.

Поскольку социально-экономическую модель власти менять не собираются, то в сложившейся ситуации у белорусского руководства собственно есть лишь один выход: искать внешние финансовые заимствования.

Из отрывочных высказываний официальных лиц известно, что сейчас власти готовят две экономические программы для внешних кредиторов. Одна предназначена для МВФ, вторая — для Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Обе организации взамен на кредиты требуют от белорусского руководства рыночных реформ.

Белорусские власти, конечно, будут обещать реформы, подпишут все необходимые документы, а затем будут пытаться все саботировать. Надеясь на то, что внешние спонсоры все равно выделят кредит по соображениям высокой геополитики. Как это было уже не раз. Например, МВФ даст деньги, чтобы вытянуть Беларусь из российского геополитического поля. А Россия, как обычно, будет платить за сам статус союзника, за готовность Беларуси участвовать в создании Евразийского союза.

Но самый главный фактор, который позволяет правящей команде чувствовать себя относительно уверенно, это внешняя тишина и спокойствие в стране. Народ может и ропщет, но не выказывает публично свое недовольство. Социальные конфликты в трудовых коллективах очень редки, легко локализуются и нейтрализуются. А ведь именно от этого фактора, а не от экономических показателей зависит запас прочности системы.

Валерий КАРБАЛЕВИЧ

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023