Чаяния белорусских правозащитников на открытость процесса по шпионскому делу Андрея Гайдукова, как и следовало ожидать, не оправдались. Уголовное дело обвиняемого в измене государству слесаря «Нафтана» Витебский областной суд будет рассматривать в закрытом режиме.
А потому тайна следствия и суда имеет перспективу бессрочной защиты грифом «совершенно секретно» от всех интересующихся. Так что широкой общественности остается довольствоваться лишь тем, что сообщается официально.
Напомним, 22-летний оператор новополоцкого «Нафтана» Андрей Гайдуков, зампредседателя малоизвестного Союза молодых интеллектуалов, был задержан сотрудниками КГБ в Витебске 8 ноября 2012 года, по официальной версии, «в момент закладки тайника с интересующими иностранные спецслужбы сведениями».
На сей момент статьей 356 УК РБ (измена государству в форме проведения агентурной деятельности) предусмотрено наказание от 7 до 15 лет лишения свободы. Вот и все, что нам известно. Ряд основных вопросов по этому более чем странному делу останется, судя по всему, без вразумительных ответов. А именно:
Когда, при каких обстоятельствах и кем был завербован гражданин Беларуси Гайдуков?
На каких условиях он согласился «изменить государству»?
Каким образом молодой рабочий Гайдуков получил доступ к секретным сведениям, которые могут заинтересовать «иностранные спецслужбы»?
Какого рода эти сведения, в каком виде находились и какой ущерб могли нанести национальной безопасности РБ, попади они в руки вражеских разведчиков?
Что собой представлял тайник для закладки «сведений»?
Очевидно, что некоторые из этих вопросов или очень на них похожие задавали молодому человеку следователи КГБ. Но есть и еще один вопрос, ответ на который обвиняемый в измене не в состоянии дать ни при каких обстоятельствах. Это, пожалуй, самый главный вопрос, официальный ответ на который смог бы прояснить ситуацию и если не успокоить общественность, то хотя бы отчасти развеять туман над этим делом.
Почему «шпиона» Гайдукова, находившегося под «колпаком КГБ», взяли с поличным именно в момент закладки тайника, а не после?
Логично предположить, что наибольшую ценность для белорусской спецслужбы представлял именно тот человек, который пришел бы изымать шпионскую закладку. Или, например, тот, который всучил нечто якобы секретное Андрею с просьбой оставить в условленном месте. Тогда, не исключено, что парня могли использовать, что называется, втемную.
В целом же на сегодняшний день спецоперация белорусской госбезопасности выглядит явно незавершенной. По крайней мере, о подельниках Гайдукова спецслужбы ничего не сообщали.
В интернете высказывались предположения, что парня якобы подозревали в связях с ЦРУ. Думается, что будь это так на самом деле, КГБ об этом не молчал бы. Утереть нос самой мощной в мире спецслужбе! Это мечта любого чекиста, тут сразу дырку крути в кителе для ордена. Но о наградах для особо отличившихся бойцов «невидимого фронта» в изобличении шпионской сети на территории Беларуси также пока не сообщалось…
Виктор ФЕДОРОВИЧ, Naviny.by
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…