ВОЗНЯ ВОКРУГ МАЗА
Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) негативно сказалось на объемах поставок в этот регион продукции Минского автомобильного завода.
Об этом сообщил заместитель коммерческого директора по маркетингу ОАО «МАЗ» Илья Субботин в комментарии пресс-службе предприятия.
«Вступление России в ВТО и переход на экологический стандарт Евро-4 негативно сказались на общей емкости рынка грузовых автомобилей, которая за первый квартал 2013 года снизилась более чем на 20% к уровню прошлого года и составила 21,6 тысячи единиц», — сказал он.
«С учетом падения емкости рынка снизилась и количественная отгрузка грузовых автомобилей «МАЗ». Тем не менее, доля ОАО «МАЗ» на российском рынке остается фактически на прежнем уровне», — подчеркнул Субботин.
По его информации, за первый квартал 2013 года отгрузка в Россию грузовых автомобилей «МАЗ» массой от 8 до 40 тонн составила 2,8 тысячи единиц. «Таким образом, доля автотехники «МАЗ» в данном сегменте составила 12,9%. Объем грузовых автомобилей, поставленных в Россию за аналогичный период 2012 года, занимал 13% рынка», — отметил Субботин.
Напомним, два года Россия и Беларусь пытаются найти компромисс по вопросу интегрирования активов производителей грузовых автомобилей «МАЗ» и «КамАЗ», однако усилия не дают результата — каждая из сторон пытается выторговать себе лучшие условия.
Как заявил по итогам визита в Москву первый заместитель премьер-министра Владимир Семашко, наконец решено: акции предприятий передадут в доверительное управление новообразованному холдингу, о продаже или смене собственника речи пока не идет. Многие считали, что окончательную точку в разговорах вокруг целесообразности создания автомобильного холдинга поставил в апреле Александр Лукашенко. Выступая 19 апреля с посланием Национальному собранию, он назвал попытку объединения МАЗа и КамАЗа «бандитской». По его словам, мало того, что от акционирования на российских условиях Беларусь ничего не получит, так еще придется за бесценок сдать акции МАЗа: «Я на эту бандитскую акцию не пойду», — отрезал Лукашенко.
Но через месяц после этого заявления в Москву отправился первый вице-премьер Владимир Семашко, который по итогам переговоров со своим российским коллегой Аркадием Дворковичем рассказал: в течение месяца будет принято окончательное решение о создании совместного холдинга. За этот срок предполагается одобрить устав и подписать соглашение о передаче акций МАЗа и КамАЗа в доверительное управление новой структуры. Чем вызвано возвращение к теме, которую даже эксперты уже считали бесперспективной?
Кризисный консультант Мечислав Бурак не верит, что в позиции сторон что-то принципиально изменилось, а громкие заявления, по его мнению, делаются исключительно ради имитации бурной деятельности: «Создано ничего не будет — никаких объединений, никаких холдингов. Очередная профанация. Дело в том, что определенные российские группы хотят провести свои корыстные интересы. То есть — взять, продать, на разнице заработать. И никаких забот о модернизации и т.д. Зачем России наши «МАЗы», когда они со своим добром страдают? Мощностей «Мерседеса», «Вольво», «Ивеко» и других хватает, чтобы все рынки заполонить машинами. А про белорусскую, российскую неконкурентоспособную продукцию вообще нет смысла говорить. Я был в Москве, знаю, что такое для них МАЗ».
В марте вследствие сужения стратегического рынка МАЗ перешел на 4-дневную рабочую неделю — не только заводские стоянки, но и прилегающая территория заполнена нереализованной продукцией. И если срочно не предпринять глубокую модернизацию производства, как считает бывший глава профсоюза автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Александр Бухвостов, даже России белорусские грузовики будут не нужны. Но не факт, что руководство страны наконец решится передать завод кому-то под контроль: «Остается только ждать. Во-первых, непонятно, будет ли все реализовано даже тогда, когда что-то и подпишут. Мы уже неоднократно убеждались: сегодня у нас одно желание, а завтра — не с той ноги встали — будет другое. А второе — руководители предприятий все просчитывают и понимают: другого выхода нет. Например, выход на следующий уровень по двигателю «Евро-5» требует где-то 300 миллионов долларов вложений. А где их взять? Забрать у рабочего? Значит, зарплата будет падать. Если смотреть в долгосрочной перспективе, я боюсь, что спрос на технику МАЗ будет падать, особенно в России», — считает эксперт.
Иван КОБОЗЕВ