ЗАЧЕМ НАМ ВТО?
Эксперты расходятся во мнении, нужно ли Беларуси вступать во Всемирную торговую организацию.
После четырехлетнего перерыва Беларусь возобновила многосторонние переговоры по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), которые ведутся уже 20 лет.
Заместитель министра иностранных дел Александр Гурьянов прогнозирует, что Беларусь может вступить в ВТО уже к 2015 году.
«При существующей политической ситуации и президентстве Александра Лукашенко Беларусь никогда не станет членом ВТО», — разбивает в пух и прах оптимизм чиновника руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико.
— Тратить усилия на вступление в ВТО я не вижу смысла по простой причине — в ближайшие пять лет такая перспектива Беларуси не светит. Уже хотя бы потому, что едва ли американская администрация признает Беларусь страной с рыночной экономикой. Если некто надеется, что Обама признает Беларусь рыночной страной, значит, он прогнозирует отставку Александра Григорьевича. Для чиновника такой ход размышлений является неприемлемым и опасным для карьеры. Политическая ситуация в Беларуси такова, что кандидатура нашей страны в качестве члена ВТО не будет поддержана ведущими западными странами, — уверен Л. Заико.
— Почему власти вспомнили о существовании ВТО после четырехлетнего перерыва?
— Все очень просто. Начался очередной цикл игры «Восток—Запад» — этот маятник всегда приносил Лукашенко пользу. Новый министр иностранных дел Владимир Макей призван развивать западное направление.
— А какой смысл вступлению в ВТО придает официальный Минск? Зачем белорусским властям ВТО?
— Здесь срабатывает чисто колхозный подход: соседний колхоз вступил в партию (комсомол, пионерию), а я чем хуже? Сам Лукашенко неоднократно спрашивал у Ельцина: а сколько миллиардов даст ВТО? Ни Ельцин, ни его экономисты не дали Лукашенко внятного ответа.
ВТО возникла как гуманитарный порыв, призванный помочь развивающимся странам продавать свою продукцию, в первую очередь — сельскохозяйственную развитым странам. Именно ВТО лишило Соединенные Штаты производства телевизоров.
Если Беларусь пойдет в ВТО по американскому пути, мы тоже останемся без телепроизводства.
Смотрите: если раньше 40% телевизоров в наших квартирах были белорусского производства, то сейчас только 20% — в производстве телевизоров Беларусь уже не конкурент.
— Тогда зачем нам ВТО?
— Не хочется Александру Григорьевичу находиться среди Северной Кореи и Кубы в этом списке. Северная Корея и Куба не являются членами ВТО. Но Беларусь находится в Таможенном союзе с Россией, значит, ВТО нам уже не нужна. Белорусская экономика будет растворяться в российской.
— Но ведь Беларусь стремительно теряет российский рынок после вступления России в ВТО…
— Естественно! Кто сказал, что в Беларуси дешевое мясо? Поляки смеются. За последний год импорт бананов из России вырос в два раза, импорт свинины из России вырос в два раза. И эти тенденции будут только нарастать.
И никаких миллиардов, о которых Александр Григорьевич спрашивал Ельцина, он не получит от ВТО.
Членство в ВТО — это вступление в клуб цивилизованных стран
Директор Центра европейской трансформации Андрей Егоров считает вступление в ВТО необходимым для Беларуси шагом:
— Беларуси нужно вступать в ВТО, давно пора это сделать. Членство в ВТО означает вступление в клуб цивилизованных государств. Это — новые рынки сбыта и цивилизованные формы экономического сотрудничества.
Андрей Егоров убежден, что возобновление переговоров о вступлении в ВТО напрямую перекликается с Европейским диалогом о модернизации с Беларусью:
— Эти переговоры нужны Беларуси, потому что потребуется реформирование отдельных областей, пересмотр параметров экономического регулирования. Группа экспертов, работающая в рамках «Европейского диалога о модернизации с Беларусью», могла бы оказать посильную помощь официальному Минску.
Юрий ДУБИНИН