РАСКУДАХТАЛИСЬ
На Беларусь снизошло озарение. Коррупция в строительстве! И вдруг оказалось, что все всё знают.
Как только была дана отмашка, то никакого труда не составило выяснить, что себестоимость квадратного метра панельного жилья в Минске составляет 550-650 долларов, а продается оно вдвое дороже; что действует секретная система распределения строительных подрядов; что право на строительство почему-то получают фирмы-пустышки — «два стула и стол»…
Государственное телевидение тут же побежало снимать объекты, где обманутые люди просто ночуют на стройке, не могут вселиться по восемь лет, уже оплатили свои квартиры не только дважды, но и трижды. Государственные газеты гневно вещают: «… если под видом «уплотнений» коррумпированные мошенники строят доходные дома на месте спортплощадок и скверов и это вызывает массовые протесты, то государство должно сказать веское слово, а не скрываться за застенчивой улыбкой».
Раскудахтались!
И как тут не впомнить Остапа Бендера и бессмертные «Двенадцать стульев»: «Завхоз 2-го дома Старсобеса был застенчивый ворюга. Все существо его протестовало против краж, но не красть он не мог…»
Не красть они не могут. А наше государство, зная это, минимум семь лет только понимающе улыбается.
Почему только семь?
Потому что семь лет назад, в 2006 году, имено в сфере недвижимости была зафиксирована рекордная сумма взятки — 7 миллионов долларов. За выделение земельного участка в 20 гектаров у деревни Копище в Минском районе. Сделку «схлопнули» на посредниках, которые были задержаны при получении первого транша в 1,5 миллиона долларов. Кому из чиновников эти люди понесут полученную сумму, следствие выяснять не стало, по традиции оборвав цепочку. Однако с уверенностью можно говорить, что тогда прозвенел даже не тревожный звонок, а набат. Семимиллионная взятка только за право получить землю — это был безусловный показатель того, что в строительная отрасль превращается в криминальный спрут.
Во все колокола забил начальник управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД Виктор Ермаков. И вдруг рассказал просто невероятные вещи. Мол, суммы взяток за выделение земли под строительство уже такие, что МВД просто не может по ним работать. Цитирую одну из статей того времени. «На сегодняшний день, чтобы получить землю, строительной компании приходится идти на поклон к множеству чиновников исполнительной власти, каждому из которых требуется дать на лапу. При этом сотрудники УБЭП отмечают, что коррумпированные чиновники стали очень осторожны, действуют через целую сеть посредников. По словам В.Ермакова, дела не удается завершить до конца, так как речь идет о больших суммах. Между МВД и Национальным банком есть договоренность о выделении средств для проведения оперативных экспериментов. Однако МВД и конкретные должностные лица УБЭП, получающие деньги, несут ответственность за их сохранность. Именно поэтому, как пояснил В.Ермаков, оперативники не рискуют выпускать деньги из поля зрения, чтобы они попали к конечному получателю. «Если сумма взятки превышает 100, 200, 500 тысяч долларов, у нас часто нет гарантий, что они вернутся. Поэтому по ряду вопросов, когда мы видим, что нет гарантии возврата этих средств, мы приостанавливаем иногда дальнейшую разработку. Мы над этим работаем, но пока нет такого нормативного документа, который позволял бы нам не отчитываться по деньгам. Да и сама взятка является латентным видом преступления, который очень трудно задокументировать. Рисковать в такой ситуации 1,5 млн. долларов — это не совсем правильно», — сказал Виктор Ермаков».
Иными словами, запросы чиновников на «денежную благодарность» уже в 2006-м достигли таких размеров, что у Нацбанка просто не было таких сумм наличными. И по этой причине разработку просто прекращали.
Впрочем, рекордную взятку управление Ермакова до суда все-таки довело, хотя есть большие подозрения, что без главных фигурантов. Более того, был подготовлен пакет предложений по декриминализации отрасли, самого процесса выбора застройщика и выделения ему земли. Но государство в ответ улыбнулось криво и многозначительно.
В конечном итоге посадили и самого Ермакова. Плюс к этому — разгромили-посадили все его управление. По знаменитому и пустяшному «охотничьему делу», которое стало апогеем противостояния МВД и КГБ. Случайность это или месть, можно только догадываться.
Зато чего только ни вытворяли застройщики все эти годы! Продавали разным людям одни и те же квартиры в одном и том же доме; принимали деньги по двум ведомостям — налом и безналом; заставляли людей оплачивать квартиры дважды и трижды, исчезали с деньгами, собирали деньги и ничего не строили; строили, но так, что стены трескались и покрывались плесенью, а вентиляция гнала воздух не наружу, а внутрь помещения…
Чего только ни вытворяли чиновники! Были даже случаи, когда выяснялось, что право на строительство каким-то образом получали формально просто не существующие фирмы.
Чего ни выделывали правоохранители и суды! Махинаторов арестовывали, а потом вдруг выпускали поиграть в хоккей, отказывались арестовывать, несмотря на просьбы и требования обманутых людей; освобождали в зале суда, снимали арест с их имущества…
При этом и государство, и Лукашенко, и госСМИ все эти годы были слепо-глухо-немы. Обманутые и обобранные люди нигде не могли добиться правды. Им цинично твердили: «Никто вас не заставлял строить квартиры у этой фирмы. Сами виноваты».
И ничего — ничего! — не менялось
Прошло четыре года. По итогам 2010-го МВД вновь выдало сенсацию. Цитирую начальника все того же главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД Беларуси, только теперь уже полковника милиции Эдуарда Никитина. «В 2010 году, например, за счет средств бюджетов всех уровней на строительство суммарно потрачено свыше 4,3 трлн. рублей. Даже если брать среднюю оценку коррупционной составляющей (17%), можно констатировать, что за год около 730 млрд. рублей бюджетных денег выведено в нелегальный оборот. А это немногим превышает общую стоимость такого объекта как «Минск-Арена» или равно стоимости 60 типовых панельных домов в Минске».
Кто-нибудь засуетился, заволновался, забегал, задумался? Украдены 60 больших многоэтажек! Целая новая «Минск-Арена»! И это если учитывать только деньги, которые выделялись отрасли из бюджета. А если посчитать все?
Но реакция была такой, будто начальник УБЭП сообщил об исчезновении неучтенного мешка картошки. Не было никакой реакции! Ни совещаний у президента, ни парламентских слушаний, ни громких уголовных дел — ничего этого не было. Никто и не подумал ломать систему.
«Все существо его протестовало против краж, но не красть он не мог…»
Что же произошло сейчас? И надо ли хлопать в ладоши, если начнутся аресты руководителей криминальных компаний-застройщиков?
Я бы не хлопала. Боюсь, тогда люди просто останутся без квартир. Потому что кого-то арестуют, кто-то сбежит с деньгами, стройки станут, спишут на всякие штрафы деньги со счетов фирм, помеченных черной меткой, или просто под шумок переведут в неизвестном направлении — концов не найдем. Но можно не сомневаться, что на место этих фирм обязательно придут новые, с добрыми лицами, и попросят заплатить за квартиру еще один — самый последний! — раз.
То есть произойдет передел рынка. Появятся другие игроки, играющие по старым правилам.
Не с тех эти разборки начали, если уж хотели разбираться по-серьезному. Если не изменять условия, если не обрушить «крышу» этого бизнеса, если не начать сажать чиновников, которые выделяли землю под строительство компаниям «два стула и стол» (причем, даже тогда, когда ранее взятые объекты были сорваны, тем самым выстраивая пирамиду типа пресловутой МММ), ничего не изменится.
И стоимость жилья меньше не станет. Ведь глава Администрации президента просто изображает из себя наивного простачка, когда говорит о том, что все «строительные навары» — куш застройщиков. Наши реалии таковы, что в стоимости любого коммерческого строительства заложены взятки. Огромные взятки! А право за взятку творить все, что угодно, дала система.
Светлана КАЛИНКИНА, «Народная Воля»