МИХАИЛ ПАСТУХОВ: «ЛУЧШЕЙ ФОРМОЙ НАРОДОВЛАСТИЯ БЫЛ И ОСТАЕТСЯ ПАРЛАМЕНТ»

Михаил Пастухов, доктор юридических наук, профессор, в прошлом — судья Конституционного суда Республики Беларусь. С ним мы беседуем в рамках проекта «Европейский диалог для модернизации Беларуси» о том, какая конституционная реформа необходима нашей стране.

— Соответствуют ли сегодняшнее конституционное устройство Беларуси, ее политическая система современным мировым стандартам демократии, народовластия, разделения властей?

— На мой взгляд, нынешняя белорусская модель государственного устройства не вписывается ни в мировые, ни в европейские стандарты. Это и не республика, и не монархия. Какой-то необычный симбиоз форм правления. Она не сочетается с демократией, так как президентские выборы больше напоминают подготовленный спектакль с заранее известным финалом. Далека она и от народовластия, так как глава государства давно утратил связь с народом и не выражает его интересы. Действующая власть, по сути, упразднила разделение властей, соединившись в одном лице.

Тем самым, нынешнее конституционное устройство не отвечает требованиям демократического правового государства. При этом в стороне остаются вопросы, связанные с легитимностью высшей государственной власти.

— Однако идеологи власти в ответ могут сказать критикам, что белорусская авторитарная система, несмотря на то, что она достаточна уникальна и ничего подобного нет нигде в Европе, действует довольно эффективно, решает поставленные перед страной задачи. И зачем тогда что-нибудь менять?

— Да, с этим отчасти можно согласиться. Авторитарная система власти всегда действует жестко и поэтому на каком-то историческом этапе удерживает ситуацию под контролем и довольно успешно решает поставленные задачи. Другое дело, какими способами этого ей удается достигать. В основном, путем принуждения, запугивания, наказания. Рано или поздно ресурсы административного управления исчерпываются, наступает стагнация, потом — деградация и, наконец, перемены к более демократичным и эффективным формам управления.

Мне представляется, что сегодняшняя Беларусь — это Советский Союз в миниатюре: с тем же планированием, работой ради каких-то показателей, уравниловкой в оплате, льготах для «своих» людей. Это — осколок социализма, который еще подает признаки жизни.

— Какие главные направления конституционной реформы представляются вам наиболее необходимыми? Что нужно поменять в разделении властей, какую систему сдержек и противовесов установить?

— Главным направлением в сфере конституционных преобразований является, на мой взгляд, переход от единоличной власти к парламентской форме правления. То есть, в стране должен править не один человек, а многие люди, облеченные доверием народа. Лучшей формой народовластия был и остается парламент. Он главный орган в любом демократическом государстве. Если депутаты посчитают нужным, то могут избрать президента (либо сами, либо путем всеобщих выборов). А могут и поручить председателю парламента исполнять основные функции главы государства (например, подписывать законы, награждать героев, принимать представителей иностранных стран). В том случае, если парламент займет высшее место в иерархии власти, то автоматически восстановятся принципы демократии, законности, правового государства. И «сдержки» и «противовесы» будут работать как часы, без сбоев.

— Среди демократических политиков, правоведов нередко возникают споры насчет того, каким путем надо будет преобразовывать белорусскую конституционную систему. Просто вернуться к Конституции 1994 года? А возможно ли это и имеет ли смысл? Все познается в сравнении, но та версия Конституции тоже была не идеальной, оппозиция и тогда, в 1994-м, ее серьезно критиковала.

— Я убежден в том, что для восстановления законности в стране необходимо восстановить действие Конституции 1994 года. Это основа основ нашего дальнейшего государственного и правового развития. Конституция 1994 года — это легитимная конституция, несмотря на все ее недостатки. Она может стать фундаментом последующих конституционных преобразований.

Не захочет народ сохранять дальше должность президента, можно ее упразднить. Можно сделать и «ручного» президента, избираемого парламентом. Можно изменить порядок формирования правительства (от партийных фракций в парламенте), обеспечить независимость судов и судей. Можно провести административно-территориальную реформу с новым районным делением. Появится возможность восстановить местное самоуправление.

Многое может измениться в лучшую сторону и во внутренней политике, и во внешней. Весь вопрос только в том, как открыть новую страницу белорусской истории и попрощаться с устаревшим советским прошлым.

Виталий ОСИПОВИЧ

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023