Что-то давно в Беларуси не протестовали индивидуальные предприниматели (ИП). Как-то даже непривычно было видеть, что долгое время власти их никак не ущемляли. И вот на прошлой неделе состоялась забастовка. 27 июня более 70% предпринимателей на рынках и в торговых центрах в Минске и регионах не вышли на работу.
На этот раз причиной конфликта стало введение нового техрегламента Таможенного союза, предусматривающего обязательное наличие у ИП сертификата качества на товары легкой промышленности с 1 июля текущего года. Для получения такого сертификата предпринимателям нужно отдавать для проверки свою продукцию, что дорого, долго и делает их бизнес невыгодным. Нововведение коснулось 98 тыс. ИП.
Само Постановление Комиссии Таможенного союза (КТС) о введении нового техрегламента, вызвавшего нынешний конфликт, было принято еще 9 декабря 2011 года. Но срок его вступления в силу три раза переносился. Что уже само по себе свидетельствует о сложности проблемы и непродуманности этого решения. Чиновники, которых послали успокоить бастующих ИП, не могли ответить на многие вопросы.
ИП с помощью забастовки частично добились удовлетворения своих требований. Введение нового техрегламента отсрочено на год.
Но здесь интересен другой момент. Новый техрегламент на товары легкой промышленности распространяется не только на Беларусь, но и на Россию и Казахстан. Но, удивительное дело, российских и казахстанских предпринимателей появление этого документа никак не взволновало. Частично это объясняется тем, что в России это нововведение начинает действовать с 1 января 2015 г. Белорусские власти почему-то побежали впереди паровоза.
Но самое главное здесь другое. Основное различие между Беларусью, Россией и Казахстаном — это роль государства в социально-экономических процессах. У наших коллег по Таможенному союзу иной социальный ландшафт. Там отношения между производителями и потребителями, продавцами и покупателями строятся во многом уже на рыночных основаниях. И государство значительно дальше дистанцируется от них. В этих странах, в отличие от Беларуси, государство не контролирует граждан буквально на каждом шагу. Там никому в голову не приходит постоянно направлять контролеров на рынок, проверять торгующих, наказывать их огромными штрафами, гонять бабушек, продающих цветы, семечки или пучок лука с грядки.
Нигде нет такой огромной системы контролирующих органов, как в Беларуси. Согласно белорусскому законодательству, в 2008 году (более свежих данных я не нашел) должностные лица 68 государственных учреждений имели право составлять протоколы о привлечении граждан к административной ответственности, а рассматривать дела об этих нарушениях могли 27 органов, в том числе суд.
Это на Западе человек может прожить всю жизнь, так и не столкнувшись с государством. Родился в частной больнице, учился в частной школе, частном университете, работал в частной фирме, жил в частном доме, ходил в частные магазины, похоронен на частном кладбище. В Беларуси человек сталкивается с государством на каждом шагу. Даже если ты не хочешь, то власть навязывает свою услугу.
У нас государство-левиофан пытается регулировать такие сферы общественных отношений, в которые власть других странах не влезает. Например, согласно недавнему постановлению правительства, теперь гражданин без разрешения властей не имеет право установить антенну, кондиционер, конструкцию для сушки белья, заменить окна, постелить пол в квартире и т. д. А получение каждого их этих разрешительных документов стоит около $500 и несколько месяцев хождений по инстанциям. Самое трагикомичное состоит в том, что власти сами не в состоянии выполнить это постановление. Ни ЖЭСы, ни ЖРЭО, ни районные администрации не могут дать внятного ответа, как нужно практически реализовать все эти процедуры. Логика бюрократического механизма и обычная житейская логика уже почти не пересекаются. А между тем в подъездах уже появились грозные предупреждения о необходимости выполнять данное постановление под угрозой срезать «незаконно установленные» антенны.
Т. е. создана такая система, в рамках которой самые законопослушные люди вынуждены что-то нарушать. Как в христианской доктрине человек рождается грешным, так и в белорусской социальной модели гражданин априори виновен перед государством. Он не может и шага ступить, чтобы не упереться в какие-то запретительные, регулирующие, регламентирующие инструкции, и в любой момент к нему могут постучать в дверь. Наверно, не случайно, Беларусь уже многие годы занимает второе место в мире по количеству заключенных на душу населения.
В этом смысле прекрасной иллюстрацией полного бесправия граждан является приговор «шпиону» Андрею Гайдукову. Он получил 1,5 года колонии, причем, никто не знает, за что. Ибо суд был полностью закрытым. Создан прецедент, когда любого человека можно арестовать, судить, и никто даже не узнает, в чем же его вина.
А между тем контроль государства над обществом только усиливается. 28 июня Палата представителей приняла в первом чтении законопроект о введении так называемого института владельческого надзора. Согласно этому документу, в акционерных обществах, созданных в процессе приватизации, где госдоля составляет менее 50% или даже у государства нет доли, власть берет на себя право выступать от имени миноритарных акционеров, т.е. физических лиц, владеющих небольшим количеством акций. При этом никто не спрашивает у этих последних, хотят ли они передавать свои голоса государственным органам. Таким образом, власть получает право блокировать любые решения ОАО, которые захочет. Фактически, это возвращение в Беларусь института «золотой акции», которая вызывала острое неприятие белорусских и иностранных бизнесменов.
Говоря по-другому, идет фронтальное наступление государства на частную собственность. В прошлом году президент «именем революции» отнял у собственника две кондитерские фабрики. Можно вспомнить, как А. Лукашенко приказал забирать квартиры у граждан, построивших их с господдержкой и сдающих их в аренду квартирантам. А демонтаж антенн и кондиционеров, установленных без разрешения, — это разве не покушение на частную собственность?
Последнее изобретение властей — конфискация автомобилей у пьяных водителей. Мало того, что это покушение на частную собственность, так это еще и наказание невиновных. Ответственность, вплоть до тюремного срока, должен нести гражданин, совершивший преступление, севший пьяным за руль. Но почему нужно наказывать его семью, экспроприируя у нее автомобиль.
Понятно, когда конфискуют имущество, нажитое незаконным путем. В данном же случае экспроприация используется как инструмент наказания. В стране, где над совершенно бесправным гражданином простирается всеобъемлющая власть государства, по другому и быть не может.
Валерий КАРБАЛЕВИЧ
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…