ШТЕФАН ФЮЛЕ: МОДЕРНИЗАЦИОННАЯ ПОВЕСТКА ШИРЕ ЛИШЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Ожидания белорусского общества от Диалога по модернизации значительно выше, чем мы предполагали вначале, — об этом заявил в интервью «Свободным новостям плюс» еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле.
— Какие уроки были извлечены из первого этапа Европейского диалога по модернизации с белорусским обществом?
— Позвольте мне, прежде всего, подчеркнуть, что никакая модернизация Беларуси невозможна, если она не определена и не реализуется самим белорусским обществом и белорусским народом. Европейский союз, и в особенности его «молодые» государства-члены, которые сами недавно переживали переходный период и преобразования, могут сыграть важную роль в обмене накопленным опытом (и поделиться накопленным опытом). Во-вторых, что не менее важно и понятно, — невозможно модернизировать только экономику. Экономическая модернизация должна идти рука об руку с более широкой модернизацией общества.
Несмотря на то что вначале участие в диалоге было менее активным, через год после его запуска мы отмечаем продолжающийся большой интерес к этой инициативе, есть желание улучшить ее и вовлечь более широкий спектр общества, более широкую группу заинтересованных сторон.
— Что нового в этом инструменте по сравнению, например, с инициативой «Восточного партнерства»? Существует ли координация и корреляция между этими инструментами?
— Пресса и сторонние наблюдатели описывают Европейский диалог по модернизации с белорусским обществом как «инструмент», который можно было бы использовать для положительных преобразований, и как «средство», способствующее проведению реформ в Беларуси. Некоторые даже называют диалог «политикой ЕС по отношению к Беларуси». Обмен мнениями о том, как могла бы выглядеть повестка дня такой модернизации, а это и есть наша заявленная цель, — обычный процесс, характерный для любого демократического общества.
В Беларуси масштабы диалога в последний год значительно расширились. Как результат, и ожидания от него намного большие. Анализируя эффекты, нужно помнить об этом.
Даже несмотря на то, что диалог является конкретной инициативой ЕС, его нельзя сравнивать с «Восточным партнерством» или другими инициативами. Инициаторами, организаторами и разработчиками диалога являются сами белорусские участники.
— Ведутся ли консультации с белорусскими властями о включении их в процесс диалога? Каковы перспективы?
— С самого начала ЕС придавал большое значение вовлечению белорусских властей, чтобы обеспечить устойчивость модернизационной повестки. Были проведены обсуждения с МИДом Беларуси.
Белорусская сторона дала понять, что готова к дальнейшему обсуждению этого вопроса; консультации будут продолжаться.
Также ни для кого не секрет, что позиция Евросоюза в отношении одного аспекта предельно ясна: белорусское общество должно рассматриваться властями как равноправный собеседник (сторона) в процессе диалога.
— Белорусское гражданское общество обеспокоено тем, что власти в случае их вовлечения в диалог будут настаивать на исключении гражданского общества из процесса. Каким вы видите решение этой проблемы?
— Как я уже говорил, отвечая на предыдущий вопрос, в будущем процесс должен быть открытым для всех: властей Беларуси, европейских институтов, уже вовлеченных и других соответствующих заинтересованных представителей белорусского общества.
— Каковы особенности второго этапа диалога? Каковы перспективы достижения поставленных целей?
— Мы надеемся, что новый этап диалога будет стимулировать исследования и дискуссии по вопросам модернизации, поможет установить контакты между белорусскими специалистами и их коллегами из стран ЕС, позволит повысить квалификацию его участников, например, через обучение.
На мой взгляд, диалог и впредь должны вести, организовывать и развивать сами белорусские участники. Диалог может эволюционировать и охватить более широкий круг вопросов модернизации, в процесс также могут быть вовлечены другие заинтересованные стороны.
Мы также хотим продолжить знакомить белорусские власти с основными направлениями диалога, в том числе, принимая во внимание текущий межотраслевой диалог Беларусь — ЕС. Это могло бы помочь улучшить понимание того, какая модернизация нужна белорусскому обществу и какую поддержку смог бы оказать ЕС, если позволит политическая ситуация.
Юлия СЛУЦКАЯ