Кто ездил на отдых раньше автобусом, знает: по ночам еще не так давно туристов не возили. А тем более детей. Запрещено! Но потихоньку о запрете стали забывать. И понеслись по ночной Беларуси битком набитые автобусы на юг и в Европу.
Примерно двадцать пять лет назад, в бурные перестроечные годы, мы с женой отправили отдыхать летом дочерей-школьниц в Грузию. Уехали они на какую-то турбазу под Тбилиси в сопровождении молодой женщины. На Кавказе было еще спокойно. Ни виз, ни паспортов для такой поездки не требовалось. Доехали поездом до Адлера, пересели на другой поезд, а там — автобусом…
Тогда еще не слышали о мобильной связи и интернете. Поэтому звонили нам или кому-то из других родителей 1 — 2 раза в неделю. И вот однажды утром в воскресенье смотрим мы телевизор и цепенеем от ужаса: передают, что в Грузии сильное землетрясение, есть жертвы, показывают леденящие душу кадры разрушений. Понимаем, что эпицентр — в горах, как раз там, где отдыхают наши дети…
Что мы тогда пережили, не рассказать двумя словами. Связи никакой, информация скудная. Кажется, только на третий день позвонила женщина, которая сопровождала детей, сообщила, что все нормально.
Позже мы не раз вспоминали ту историю. Хохотали над письмом младшей дочери, которое пришло после возвращения детей домой. С детской непосредственностью третьеклассница обстоятельно сообщала, что детям хочется посмотреть «видик», но его в свою комнату забрала «Ирина Петровна, смотрит каждый вечер вместе с грузином, смеется и пьет вино», а днем катается с тем же грузином, но еще и с нашими детьми по горным дорогам на «жигулях» грузина. Был там и детский рассказ о землетрясении: как ночевали в палатках, как боялись заходить в жилой корпус, как пугали самого маленького в группе мальчика, и он, боясь проспать толчки, спал в сапогах и шапке.
Но был и трезвый анализ экстремального детского отдыха. Пришли к выводу, что к этому серьезному делу нельзя подходить столь легкомысленно. Надо просчитывать все варианты, продумывать до деталей мелочи. Сделали, казалось, зарубку на всю жизнь, научились на собственном неудачном опыте.
Но кто не знает, что история повторяется! И она повторилась — с поправкой на те самые 25 лет.
Еще с зимы наш старший внук Ваня заговорил об отдыхе с друзьями в Болгарии. Пару лет назад он увлекся модным среди подростков брейком. Ходил в школу танца под руководством известного в профессиональной среде хореографа. Выступал на соревнованиях, даже грамоты получал. У внука появились новые друзья, он был настолько увлечен своим брейком, что даже на обычные детские шалости времени у него не хватало.
И вот эта поездка. Дочь была категорически против. Особенно после того, как не получила от хореографа и его супруги внятного ответа на элементарные вопросы юридического характера. И я Ваню отговаривал, где-то в уголке памяти имея в виду приключения его мамы в горах Грузии советского периода. Но внук так хотел, так мечтал поехать с друзьями в Болгарию… Последним аргументом, который сломил сопротивление папы с мамой и бабушки с дедушкой, стало то, что подобным образом группа отдыхала последние пять лет. И никаких происшествий, никаких эксцессов.
Короче, уехал Ваня в Болгарию, хотя дочь и зять в последний момент, узнав, что группа отправляется в ночь, снова попытались внести ясность и коррективы в эту поездку. Дочь перед отъездом места себе не находила, будто чувствовало материнское сердце, что может что-то случиться.
Вопреки советам хореографа, который вместе с женой были старшими в этой поездке, дочь наказала Ване держать при себе включенным телефон. И уже около восьми утра 11 июля этот телефон зазвонил. Ваня спокойно, будничным голосом сообщил маме, что их автобус сломался и стоит на дороге. Ничего не заподозрившая даже по интонации дочь посоветовала ему достать бутерброды и позавтракать. И только позже, когда появилось первое сообщение о страшной аварии под Ковелем в интернете, когда начали созваниваться перепуганные родители, дочь набрала Ваню. Да, сказал он, авария, со мной все в порядке…
Спустя несколько дней мне удалось восстановить полную картину трагедии. И я пришел к выводу, что мой внук в неполные 12 лет вел себя мужественно, как настоящий мужчина, чего не скажешь обо всех взрослых, попавших в то злосчастное ДТП. Он спал на полу автобуса, под сиденьем, на поролоновом матрасике, который ему дали в дорогу, под головой — подушечка в форме растущей луны, продаются такие, чтобы удобно было спать в автобусе. Это и уберегло его при лобовом столкновении. Его друг Данила спал на сиденье над ним, это тоже позволило ему избежать серьезных травм. На переднем сиденье сидел 13-летний мальчик-танцор Петюня, ему это место досталось в виде подарка на день рождения, который он отпраздновал прямо в автобусе. Петюня погиб на месте…
Ваня одним из первых выбрался из разбитого автобуса и сразу же позвонил маме. Не испугался, не запаниковал, не по-детски «дипломатично» дал маме знать, что с ним все в порядке. А потом отдал свой телефон другим (напомню, по совету старших дети отключили и спрятали свои телефоны). И многие дети позвонили своим мамам. Телефоны взрослых, в том числе и у старших группы, были отключены. По «мобилке» внука говорил даже белорусский консул, отвечая на звонок кого-то из родителей. Когда через полтора суток внук оказался наконец дома, на его счету был почти миллион в минусе (спасибо «Велкому», не отключили аппарат в этой критической ситуации). Миллион этот — мелочь, если учесть, скольким людям помог телефон внука.
Я горжусь своим внуком. По беспечности и вине взрослых он получил совсем не детский жизненный опыт. Дай Бог, чтобы он ему никогда не пригодился… А что касается меня, то хотелось бы, чтобы и у него был повод гордиться когда-нибудь дедом. Я постараюсь, Ванюша…
Впрочем, вернемся к трагедии. Не хочется говорить банальности, но куда от этого денешься. ДТП на Волыни показало, что мы не хотим учиться даже на собственных ошибках. Это касается не только каждого из нас, но и государства в целом. Рано или поздно подобное должно было случиться.
Кто ездил на отдых раньше автобусом, знает: по ночам еще не так давно туристов не возили. А тем более детей. Запрещено! Но потихоньку о запрете стали забывать. И понеслись по ночной Беларуси битком набитые автобусы на юг и в Европу. Турфирмам и перевозчикам не надо платить за ночлег, сокращается время в пути. Но попробуй ты в Европе покатай ночью детей! Получишь столько, что надолго забудешь о турбизнесе. Думаете, наша ГАИ не знала о ночных перевозках? Не смешите меня…
Сестра моей жены, учительница из областного центра в Украине, когда узнала о страшном ДТП, очень удивилась, что детей перевозили без сопровождения автоинспекции.
У них, в Украине, это запрещено. Она даже свой класс везет на рядовую экскурсию под милицейскими «мигалками». А разве наши турфирмы не могут заказать такое же сопровождение на малопригодных для транспорта украинских дорогах? Наверное, могут. Но это лишние расходы, которые лягут на небогатых родителей.
Заметили: автобус был болгарский и водители из Болгарии? Они что, лучше наших? Не думаю, просто болгарские перевозчики теперь дешевле. У нас ведь дорожают не только колбаса и одежда. Дорожает все. Беларусь давно уже превратилась в дорогую страну с огромной массой полунищего населения. Если вы в это не верите, то наверняка кроме БТ ничего не смотрите и не читаете… Наших перевозчиков наша ГАИ приструнила бы быстрее, может, и в ночь они не стали бы выезжать.
Впрочем, в мои планы не входил «разбор полетов». В стране есть кому этим заняться — чего у нас в достатке, так это контролеров. Может, и выводы сделают правильные. Вон как решительно взялись исправлять ситуацию. И автобусы после аварии комфортабельные нашлись, и милицейские машины с «мигалками» сзади и спереди… А уж турфирму перепроверят до последней бумажки, ночью все автобусы отловят — будьте уверены. Но, как мне думается, пройдет немного времени, и все потихоньку вернется к тому полубардаку в перевозках, который был до рокового столкновения двух автобусов на шоссе под Ковелем.
Я хотел сказать о другом. О своем внуке, о других детях, которые стали или чудом не стали жертвами пренебрежения печальным опытом со стороны взрослых.
Василий ЗДАНЮК
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…