На стыке эпох и поколений
Ломать всю советскую систему надо было начинать еще в 90-х. Правда, свой первый срок Лукашенко не досидел бы точно. Но история, как всегда, не терпит сослагательного наклонения…
Кто здесь жил, как назывался проспект раньше, мало кому из молодых людей известно. А раньше это был проспект, естественно, Ленина, еще раньше — Сталина. Ну и совсем уж в незапамятные времена, до революции, это была улица Захарьевская. Там еще конка ходила, аналог трамвая, только на конной тяге. Сальто-мортале истории: Захарьевская — Сталина — Ленина — Скарины — Независимости…
Как у нас было принято, на режимном проспекте жили исключительно благонадежные граждане. Время шло, режимные люди старели, выходили на персональную пенсию, а потом помирали, оставив после себя элитную (по тем временам) квартиру, иногда мемориальную доску на фасаде: здесь жил такой-то… Что происходило с квартирами? Переходили по наследству. Наследников вельможные родители заранее устраивали в приличные места. Дети, таким образом, жили тем стилем жизни, который исповедовали родители. Правда, время диктовало сегодняшним потомкам уже несколько другой стиль, близкий к западному. Как и большевики, теперешние бонзы, явные и неявные, тяготеют к западным ценностям: комфорту и обеспеченности.
Новый стиль предполагает не только престижную квартиру в престижном месте. Но и весьма приличный загородный дом. Сейчас, например, на слуху поселок Тарасово, сразу за микрорайоном Запад. Или коттеджный поселок в Дроздах, напротив Веснянки. Там сейчас живут многие из тех, чьи фамилии всем известны. Они считаются нашей элитой? Тогда почему они живут так хорошо, а мы так плохо? Потому что элита? Если у нас есть группа людей, причисляемых к элите, то чем она занимается, а главное, как трудится, если мы живем так неэлитно?
Инвалид из Кричева пытается добиться скромного социального жилья. Сосед отхватил у него кусок земли, чтобы что-то строить. Уже, наверное, построил. Инвалид хочет поменять дом или получить социальное жилье — сосед уж очень достал и ведет себя по-бандитски. Только социальное жилье в Кричеве не строится. А кто захочет меняться на дом с таким соседом? Кроме того, пасынок соседа отсидел 6 лет за растление малолетней, до этого служил в милиции. Замечательные соседи, да?
Процесс гниения рыбы начинается с головы и заканчивается хвостом…
* * *
В нашем доме тоже началась смена поколений. Откуда-то возникли дети, от 1 до 5 лет. Все больше незнакомых лиц. Знаю точно, что 4-5 квартир уже обрели новых хозяев.
А тебе казалось, что все будет вечно?..
В соседнем детском саду работает воспитательница, которой 68 лет. Да, опыт — штука необходимая, только большие проблемы со здоровьем. А отправить старушку на пенсию нет никакой возможности — заменить ее некем. Не хотят юные девушки идти на такую работу: перспектив никаких, а зарплата смешная.
Юные девушки мечтают о красивой (как в кино) офисной жизни. Потому что там есть интересные мальчики, которые не прочь познакомиться с интересными девочками и провести время с пользой для тела.
Поколения приходят на смену поколениям. Стиль жизни меняется. А сама жизнь в своей основе не меняется. Есть папа, есть мама, будет ребенок. Осталось купить или построить квартиру. Или снять. Вся доска объявлений у подъезда заклеена: сниму квартиру. Получить квартиру — это уже в далеком прошлом, это похоже на сказку. Купить — пожалуйста, если деньги есть. Снять — ради Бога, если есть чем платить.
Честно говоря, ломать всю советскую систему надо было начинать еще в 90-х. К сегодняшнему времени, смотришь, уже привыкли бы. Правда, свой первый срок Лукашенко не досидел бы точно. Но история, как всегда, не терпит сослагательного наклонения…
* * *
Штрафов у нас великое множество. Легче сказать, за что у нас не штрафуют. Недавно добавили еще один: будут штрафовать за всякий ненужный хлам на балконе. Представляю: ходит комиссия из ЖЭСа во главе с неравнодушными к чужой личной жизни общественницами. Лица у них праведные, а глаза — честные-честные. А я возьму да дверь не открою. Такой облом…
Люди относятся к такому повороту философски. Нельзя пить пиво в общественных местах, а они пьют. И не только пиво. Нельзя курить на остановках, а они курят. Проблема знакома еще с советских времен: вы нам закон, а мы на следующий день обойдем его по кривой. Привет!
На территории Украины в поездах дальнего следования тоже запретили курить. Интересно вышло. Еду в поезде Минск — Симферополь. Спокойно курю в тамбуре, читаю объявление, что на территории Украины курить уже нельзя. Вот тут можно, а тут уже нельзя. Какой психологический удар… Курящий мужчина (а также женщина) всегда найдет выход. Он хорошо понимает, что Януковичу сильно захотелось в Европу, и он подверстывает свою страну под европейский стандарт. Вот вопрос: сильней он полюбит Януковича или нет? А мы сильней полюбим Лукашенко, если он штрафует за распитие пива и курение? Его-то все равно не хотят видеть в Европе. Нас готовы, на словах, принимать, а его нет. Обидно, ей-Богу. Значит, будем курить и пить пиво. В знак протеста. Если вас застукает милиция, так и говорите, мол, протестую…
* * *
«Минск, ты стал еще краше!» Этот слоган встречаю довольно часто. Внимания не обращаю, примелькался, надоел. В этот раз резко затормозил, слоган был слегка изменен: «Ира, ты стала еще краше!». Неизвестный парень оригинально использовал готовый текст, но облагородил его своей Ирой. Хулиганство, конечно, но душу греет.
Что интересно, люди, особенно молодые, начинают осознавать свою индивидуальность, непохожесть. Они не хотят быть похожими, маршировать в колонне под барабанный треск. Так было всегда с людьми, начиная с первобытных времен. Потом обычно появлялся некто, которому хотелось одинаковости. Очень удобно отстреливать непохожих — они издалека видны. Непохож — значит, не наш, вставай к стенке. А остальные будут бояться. А вот теперь — разве боятся?..
Идут по пешеходному переходу две девушки. Ничего примечательного, девицы как девицы. Но как они шли… Неторопливо, о чем-то беседуя, не обращая внимания на ждущие машины. По тому же переходу летела тетка с сумками, лет 50-ти. Взмыленная, потная, красная, с темными кругами под мышками, ежесекундно оглядываясь на ряды машин — а вдруг не успею?
Вот вам два поколения, прошлое и будущее. Прошлое: «А вдруг не успею?» Будущее: «А куда торопиться?» Два образа жизни, две ментальности — уходящая и приходящая. Не могу сказать, что приходящий образ во всем лучше. У него совсем другое достоинство — он не такой.
Сергей ШЕВЦОВ