Новости о вступительной кампании 2013 года больше походят на вести с поля боя, где белорусская система высшего образования проигрывает сражение за сражением. Низкие баллы абитуриентов на централизованном тестировании, недобор на бюджет при переизбытке претендентов на некоторые специальности — эти и другие явления показывают, что белорусская система высшего образования превращается в механизм по производству «корочек». Самое же печальное в том, что власти не спешат менять систему.
При этом чиновники любят козырять данными, согласно которым Беларусь входит в число самых образованных стран мира. Так, согласно исследованиям Всемирного банка, она находится на 26-м месте по уровню образованности. Однако вопрос в том, за счет чего страна оказалась в рейтинге так высоко. Места в нем присваивают за показатели, с которыми у Беларуси все в порядке: доля лиц с высшим образованием, количество обучающихся в вузах и т.д.
С количественными характеристиками у белорусского высшего образования никогда не было проблем. Динамика постсоветского периода впечатляет. Если в 1991 учебном году обучалось 188 тысяч студентов, то в 2001-м — уже 281 700, а в 2012-м — 445 600.
Итак, хотя за 22 года население Беларуси сократилось, доля молодежи в нем уменьшилась, студентов стало больше в два с лишним раза. Но дал ли такой рост хоть какую-нибудь пользу?
С одной стороны, высшее образование в Беларуси стало исключительно массовым и общедоступным, с другой — начало стремительно обесцениваться.
На задворках рейтинга Webometrics
Подтверждением плачевного состояния белорусской высшей школы являются данные престижного всемирного онлайн-рейтинга университетов Webometrics. В нем самым лучшим из отечественных является Белорусский государственный университет, но он занимает лишь… 639-ю позицию. Другие вузы страны не вошли даже в первую тысячу!
Так, следующим в рейтинге белорусским вузом является Гродненский государственный университет, он расположился на 1861-м месте. Стоит отметить, что в этом рейтинге Беларусь проигрывает соседям — России и Украине: лучший украинский вуз — Киевский политехнический институт — занимает 510-е место, а лучший российский — МГУ имени Ломоносова — 79-е.
Удручающе выглядят и результаты недавней вступительной кампании: уровень подготовки абитуриентов в целом низок; оценки, с которыми иные поступают, просто постыдны.
В этом году 35,8% зарегистрированных на централизованном тестировании абитуриентов не преодолели порог, который варьировался от 10 до 20 баллов, то есть более трети не набрали минимальных баллов.
Имитация не помогает
О кризисе отечественной высшей школы неоднократно заявляли эксперты, работающие в рамках инициативы ЕС «Европейский диалог о модернизации с Беларусью». Они же разработали предложения по реформированию вузовской системы.
Многие эксперты считают, что ситуацию могла бы улучшить реализация принципов Болонского процесса. В последнее время работа государства в этом направлении активизировались и некоторые изменения сделаны, однако далеко дело не продвинулось.
Несмотря на все официальные заявления о готовности страны, в 2012 году Беларусь так и не была принята в Болонскую систему. Объясняется это просто: тех мер, на которые пошли белорусские власти, было попросту недостаточно для присоединения к системе. Все дело в том, что они были направлены не на реформирование самого образовательного процесса, а на изменение понятийного аппарата и терминологии, чтобы внешне система походила на Болонскую. Однако по сути это ничего не принесло и система осталась прежней.
Получается, что чиновникам нужен лишь статус страны — участницы Болонского процесса для того, чтобы система образования выглядела более привлекательно в глазах ее денежных мешков — иностранных абитуриентов. Реформы же, которые предусматривает вхождение в Болонскую систему, властям не интересны.
Однако накопление проблем в системе высшего (и не только высшего) образования ведет к тому, что она уже больше не может работать в сложившихся условиях. Без реальных продуманных реформ дальше будет только хуже. Уже сейчас образование не исполняет своей главной задачи — подготовки квалифицированных специалистов, проявление этого — их нехватка во многих отраслях экономики.
Вузам нужна свобода
Итак, белорусская система образования должна пройти по пути реформ, иного спасения нет.
Для того чтобы система образования начала развиваться, стала эффективной, в первую очередь необходимо понимать и осознавать требования рынка труда, то есть повернуться лицом к будущему нанимателю студентов. Именно рынок диктует, какие специалисты и с какими знаниями сегодня необходимы.
Эта информация позволяет определить, какие знания и как именно нужно преподнести студентам. Пока же белорусская система высшего образования далека от этого, все проходит по схеме «окончил университет, пошел на работу — учись заново», то есть, по сути, работодателям приходится переучивать выпускников.
Однако взаимодействие вузов и работодателей будет неэффективным без предоставления учебным заведениям финансовой и академической свободы. Сложившаяся ситуация — наглядный пример того, насколько неэффективно ручное управление системой образования сверху.
Сегодня Минобразования жестко регламентирует структуру и содержание учебных планов, учебных программ и даже последовательность их изучения. В итоге, когда вуз не уполномочен самостоятельно составлять программу обучения, определять количество бюджетных и платных мест на будущий год, и возникает ситуация с недобором студентов, неэффективным процессом обучения и т.д. В такой системе отсутствует академическая конкуренция, так как нет стимулов к развитию.
Безусловно, важной стадией образовательного процесса является среднее образование, ведь именно школа ответственна за подготовку абитуриентов. Многие эксперты сходятся во мнении, что первым шагом могло бы стать введение ваучерной системы финансирования учебных заведений, то есть — на конкурентной основе. В экспериментальном режиме такая система была запущена в некоторых районах страны, однако пока это не принесло результатов.
Пошло бы на пользу и развитие сети гимназий, лицеев, но не видно, чтобы власти об этом всерьез задумывались.
Никита БЕЛЯЕВ, Naviny.by
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…