Учителям увеличат нагрузку и подкинут деньжат
С 1 сентября в Беларуси повышаются нормы педагогической нагрузки и тарифные ставки для педагогов. По мнению экспертов, эти новшества вряд ли приведут к серьезному реальному увеличению зарплаты учителей.
Согласно постановлениям Министерства образования от 22 июля 2013 года № 51, 52, 53, 1 сентября для учителей и педагогов дополнительного образования норма педагогической нагрузки за ставку повышается с 18 до 20 часов в неделю, преподавателям учреждений профессионально-технического и среднего специального образования — с 720 до 800 часов в год. В настоящее время средняя педагогическая нагрузка учителя составляет 22 часа в неделю, отметили в Минобразования.
Одновременно постановлением Совета министров от 6 августа 2013 года № 689 1 сентября на 25% повышаются тарифные ставки (оклады) учителям, педагогам дополнительного образования, преподавателям учреждений профессионально-технического и среднего специального образования. Повышение заработной платы связано с повышением нормы педагогической нагрузки, отмечается в сообщении пресс-службы министерства.
Отметим, что об оптимизации труда учителей говорил президент Беларуси Александр Лукашенко в своем послании народу и парламенту 19 апреля 2013 года. Тогда же Лукашенко предложил для учителей поднять ставку с 18 до 20 часов в неделю: «Ну сделайте шаг навстречу в этом плане, как произошло с государственным аппаратом, где я принял решение по сокращению на 25%, и под 13 тысяч человек мы сократили. Народ поймет, если мы за счет этого и других ресурсов подымем зарплату. Почему не пойти на эти два часа, чтобы народу продемонстрировать?»
Как видим, на это пошли с легкостью. А сами учителя, между тем, не согласны, что их нагрузка составляет 18 часов в неделю. Каждый урок требует значительного времени для подготовки к нему. Кроме этого — проверка тетрадей (оплачивается, но очень скромно), подготовка и проведение различных классных и внеклассных мероприятий (оплата столь мала, что многие учителя пытаются отказаться от классного руководства), организация питания детей, посещение квартир школьников.
Учителя также отмечают, что расписание составляется с учетом ряда требований, например, санстанции. Так, например, урок физкультуры должен носить разгрузочный характер, поэтому не должен стоять последним уроком. Расписание часто такое: форточка-урок, форточка-урок. Это означает, что можно отработать три урока, а просидеть 5. Форточки считаются свободным временем учителя, в подсчитанную нагрузку не входят.
Повышение зарплат, о котором речь шла выше, не коснется, пояснили Naviny.by в пресс-службе Минобразования, управленцев, директоров школ, в частности. Психологи, работающие в школах, также надбавку не получат.
Этим специалистам, если сбудутся планы правительства, увеличат зарплату в связи с повышением тарифной ставки первого разряда — тоже с 1 сентября. Об этом сообщил заместитель министра труда и социальной защиты Александр Румак 25 июля в Минске на заседании Национального совета по трудовым и социальным вопросам. «С учетом финансовых возможностей государства и с целью сокращения разрыва в оплате труда между бюджетными организациями и в народном хозяйстве 1 сентября планируется в очередной раз повысить ставку первого разряда», — сказал он. Получается, что тарифная ставка учителей поднимется дважды. Так это будет или нет, в Минобразования ответа не дают.
В результате своеобразного повышения зарплаты в связи с повышением нагрузки многие учителя почувствуют себя обманутыми, считает репетитор по математике и физике Евгений Ливянт. Нельзя исключить массовый исход городских учителей из школ уже в сентябре, после получения первой в этом учебном году зарплаты (на селе этого не случится, так как там попросту нет другой работы). «Хочу обратить внимание на то, — говорит Ливянт, — что при увеличении учительской ставки с 18 часов до 20 часов зарплата уменьшается на 11%. А значит, увеличение зарплаты составит не 25%, а приблизительно 13%, что сопоставимо с уровнем годовой инфляции в стране. Также возникает вопрос — поднимут ли учителям зарплату дважды — в связи с увеличением нагрузки и в связи с повышением ставки первого разряда с 1 сентября? Или рост зарплаты на 13% как раз с этим и связан? Я был бы рад ошибиться, но предполагаю, что зарплата учителей практически не изменится».
Кроме того, Ливянт отметил, что в постановлении Совмина ничего не говорится о воспитателях детских садов, зарплата которых недотягивает до учительской и является очень низкой в сравнении с важной социальной и педагогической ролью, которую воспитатели выполняют. Как результат, в большинстве детских садов Минска воспитателей хронически не хватает.
Не только низкая зарплата, но и плохая организация труда в школе, бюрократия, неуважение к личности учителя, являются факторами, приведшими к тому, что в белорусском обществе «сформировалось отторжение учительской профессии», отметил Ливянт.
«Нельзя утверждать, что раньше учебные заведения, где готовили педагогов, были самыми престижными, но даже в педучилищах, в основном, учились отличницы». Он подчеркнул, что вступительная кампания этого года, когда на многие педагогические специальности был недобор даже на бюджет, это наглядно продемонстрировала. «Год назад, — отметил Ливянт, — в связи с новыми правилами приема в вузы я опубликовал статью с предсказанием недобора на бюджетные места на многие педагогические и сельскохозяйственные специальности вузов. К сожалению, мой прогноз оказался точным».
У государства сейчас нет финансовых возможностей привязать учителя к школе с помощью зарплаты, считает Ливянт. Чтобы было по-другому, надо кардинально сократить бюрократическую нагрузку на учителя, то есть «законодательно определить, что учительская писанина не должна выходить за рамки классного журнала». Теперь «огромное количество никому не нужных документов и псевдовоспитательных мероприятий парализует работу школы». Пора уже понять, что «бюрократия в школе противоречит учительской сущности и задачам учителя», отмечает собеседник Naviny.by. Ливянт считает, что так можно сэкономить достаточно много денег.
«Судите сами, — отметил он, — раньше в школе со всеми бумагами справлялась одна секретарша с печатной машинкой, а сейчас в каждой школе целое машбюро с современной оргтехникой. Раньше один бухгалтер со счетами обслуживал около десяти учебных заведений, а сейчас в каждой школе по 1-2 бухгалтера со специальными бухгалтерскими программами. Несложно посчитать возможную экономию в масштабах страны».
В целом Ливянт подчеркивает: важно, чтобы люди, принимающие решения в системе образования, признали, что в школьном образовании накопилось большое количество взаимосвязанных проблем. Невозможно решать их по одной. «Даже, если я не прав в своих предположениях, и учительская зарплата увеличится на 25%, никаких существенных улучшений в системе среднего образования не произойдет. Надо говорить о системном кризисе, а потом принимать комплекс мер по модернизации школьного образования», — сказал эксперт.