Как известно, политическое руководство Беларуси объявило 2013 год переломным. Торжественно принятая программа модернизации промышленности должна была вывести страну на новые, невиданные высоты, полностью избавиться от, как изящно выразился президент, экономических «неурядиц». Годовой план роста ВВП (8,5%) — это уровень развития экономических тигров.
Однако как-то сразу все не сложилось, не заладилось, пошло наперекосяк. И к середине года появляется все больше фактов, свидетельствующих об удручающем экономическом состоянии страны.
Прежде всего, становится очевидным, что белорусская экономика вступила в полосу рецессии, прекратился валовой рост, не говоря уже о развитии. ВВП за полгода вырос всего на 1,4%. Министерство финансов объявило, что из-за падения доходов придется сократить расходы бюджета на $1 млрд.
Все это сопровождается сокращением экспорта почти на четверть, ростом отрицательного сальдо внешнеторгового баланса, нарастающим дефицитом валюты. А ведь надо не только закрывать брешь в текущем счете, возвращать долги, но и удовлетворять растущий валютный спрос населения, подогретый девальвационными ожиданиями. А тут еще обвал мирового калийного рынка из-за выхода «Уралкалия» из Белорусской калийной компании, что неизбежно приведет к сокращению доходов «Беларуськалия». Плюс африканская чума, грозящая уничтожением всего свиного поголовья.
В былые времена, если бы рост ВВП свалился с плановых 8,5% до 1,4%, А. Лукашенко устроил бы показательный разнос правительству, может быть, даже отправил его в отставку. Но теперь к этой теме он старается не обращаться. Не до жиру…
В этих условиях у властей есть четыре способа пусть временного, но решения проблемы дефицита валюты: девальвация, расходование золотовалютных резервов, продажа крупных активов госсобственности или получение новых кредитов.
Собственно, власти сейчас и пытаются комбинировать эти варианты. Девальвация рубля происходит темпами 0,3% в неделю. Быстрее нельзя, ибо можно вызвать панику среди населения.
На 1 августа золотовалютные резервы Беларуси в определении МВФ сократились до $7 916,3 млн, преодолев психологически важный рубеж в $8 млрд.
В последнее время белорусские официальные лица подчеркивают, что государство добросовестно выполняет все свои внешние обязательства по выплате долгов. Но вот заместитель министра финансов Беларуси М. Ермолович сообщил, что в первой половине года «мы шли практически по пути рефинансирования своих обязательств». «Во втором полугодии мы планируем вести себя так же — рефинансировать внешний долг за счет внутреннего выпуска валютных облигаций и привлечения запланированных кредитов», — подчеркнул он. Иначе говоря, возвращать долги нечем, и чтобы не объявлять дефолт, приходится делать новые заимствования, т. е. создавать кредитно-долговую пирамиду.
Проблема в том, что пока не просматриваются источники новых кредитов. С МВФ отношения в тупике. Антикризисный фонд ЕврАзЭС переведет к концу года последний транш в размере $440 млн, а вопрос о новом кредите пока не обсуждается в практическом плане. Информация о китайском несвязанном кредите какая-то очень смутная и неопределенная. Заимствования с помощью размещения еврооблигаций оказываются слишком дорогими.
В последние месяцы правительство пытается осуществлять валютные заимствования на внутреннем рынке. Однако и здесь случилась неувязка. Последний выпуск внутренних валютных облигаций Минфина на 100 млн долларов не удалось распродать даже с двух попыток. Желающих их покупать оказалось немного.
Таким образом, все предпринимаемые властями действия — это паллиатив, полумеры, не предусматривающие какого-то более-менее долговременного решения проблемы.
И на этом фоне стали проявляться две диаметрально противоположные тенденции в социально-экономической политике властей. С одной стороны, реальная зарплата в первом полугодии 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012-го выросла на 20,5 % (при прогнозе 7,1%) и приближается в среднем к $600.
С другой стороны, власти взяли курс на резкое уменьшение госрасходов и экономию средств. Произошло сокращение госаппарата на 25%. А. Лукашенко пригрозил перевести науку и театры на самоокупаемость.
Урезали госрасходы на спорт. Один футбольный клуб за другим объявляет о финансовом кризисе, нечем платить зарплату футболистам. Даже святая святых, наша «священная корова» — хоккейный бюджет подвергся обрезанию.
Власти пытаются сэкономить на выборах. Теперь из госбюджета не будут финансировать агитационную кампанию кандидатов в депутаты и президенты.
Белорусские банки прекратили выдачу льготных кредитов на жилье.
Одновременно правительство пытается изобрести все новые источники доходов, чтобы как-то пополнить бюджет. Ввели платные дороги, чем создали огромные очереди на границах.
Министерство финансов планирует в следующем году существенно увеличить акцизы на автомобильное топливо (в 2,4—3 раза), алкоголь, табачные изделия, повысить налог за аренду квартир и гаражей.
3—4 года назад в момент мирового финансового кризиса, когда в некоторых европейских странах посыпались банки, А. Лукашенко и другие белорусские официальные лица настойчиво зазывали переводить деньги в Беларусь. Дескать, мы гарантируем сохранность вкладов, банковскую тайну и даже не будем задавать вопросы о происхождении ваших финансов.
И вот теперь в законопроекте о внесении изменений в Налоговый кодекс содержится норма, обязывающая белорусские банки предоставлять в налоговые органы сведения о выданных кредитах физическим лицам, а также о начисленных процентах по вкладам.
Если все это называть своими словами, то правительство Беларуси фактически подготовило антикризисную программу. Почти как в Греции. Но греческое правительство прямо объявило своему народу, что в стране острый кризис, поэтому всем придется затянуть ремни.
У нас же все это происходит на фоне бравурных убаюкивающих рассуждений о стабильности, преимуществах белорусской модели и социально ориентированном государстве. Т. е. это попытка заретушировать снижение уровня жизни, попытаться осуществить его как бы тайком, контрабандным способом, спрятать от населения тот факт, что, как говорил герой одного известного советского фильма, «у Батьки кончился золотой запас». С одной стороны, повышают среднюю зарплату, а с другой стороны, доходы граждан отнимают с помощью роста цен и налогов. Такой креативный ход, творческое озарение власть предержащих. Ставка делается на тонкую социальную мимикрию, камуфляж. В расчете на политическую галлюцинацию людей, дескать, народ может и не заметить подвоха. Но это вряд ли. Ибо в свой карман люди смотрят гораздо чаще, чем на экран БТ.
Валерий КАРБАЛЕВИЧ
Также читайте на эту тему:
ДЕВАЛЬВАЦИОННАЯ ЛОВУШКА
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…