Верховный суд Беларуси 1 августа счел законным отказ Минюста в регистрации правозащитного общественного объединения «За справедливые выборы».
Минюст отказал в регистрации правозащитного общественного объединения «За справедливые выборы» по двум причинам: список учредителей объединения был написан от руки, а в уставе среди форм деятельности значилось проведение тренингов и концертов.
— Для властей справедливые, свободные и честные выборы — это потеря всего, что они сегодня имеют — контроля над страной. Они всячески будут этому препятствовать даже при регистрации общественных организаций с таким названием, — комментирует председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько.
По мнению политика, выявленные нарушения носят формальный характер.
— Следовало ожидать, что регистрации не будет. Власть боится и честных выборов, и, соответственно, наблюдения за ними, которое к тому же еще будет прикрываться статусом официально зарегистрированной организации, — подчеркивает эксперт.
Как считает политолог Александр Класковский, Минюст уже стал надежным фильтром, который никаких регистраций организаций, несущих потенциальную угрозу для режима, не допускает.
— Раз за разом «пробрасывают» не только те структуры, которые носят оппозиционный характер, но и те, которые преследуют формально нейтральные цели — наблюдение за выборами. Они все равно несут в себе разоблачительный потенциал для нынешней системы власти, — подчеркивает собеседник. — Если говорить конкретно о структуре «За справедливые выборы», то понятно, что сегодняшняя избирательная система непрозрачна, по убеждению оппонентов режима, голоса вообще не считаются.
Предложения у инициативы элементарные: гарантированный доступ в избиркомы представителей оппозиции, а также демонстрация каждого бюллетеня при подсчете голосов.
— Так, как это делается даже в Африке, как мы видим по телевизору. А тут, в центре Европы, подсчет бюллетеней организован так, что наблюдатели видят только филейные части членов комиссий, — иронизирует Александр Класковский.
Как констатирует эксперт, поневоле возникает вопрос: видимо, властям есть что скрывать, раз они не хотят такой элементарной прозрачности.
— При нынешнем положении дел права наблюдателей очень ограничены. Поймать членов избирательных комиссий на каких-то махинациях, фальсификациях, о которых постоянно твердит оппозиция, очень трудно. Права наблюдателей очень скромные, урезанные, их держат в уголке. За любую попытку вести себя более активно милиционер может их вообще выдворить с участка, и были такие случаи. Но все равно результаты наблюдения, мониторинги раздражают власти и создают им дискомфорт. Вот и идет речь о том, чтобы максимально осложнить жизнь этой инициативе, — отмечает Александр Класковский.
Геннадий КОСАРЕВ, Zautra.by
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…