Многим нашим читателям фамилия Сергея Плыткевича хорошо знакома. Он известный фотохудожник, автор многочисленных альбомов и путеводителей по Беларуси. Много ездит по стране, видит Беларусь через объектив фотокамеры. Но у него есть свой острый взгляд не только на ее природу, памятники, дворцы и замки, но и на историю, архитектурное и природное наследие, белорусскую ментальность.
Впрочем, можете убедиться в этом сами, прочитав отрывки из его интервью Лилии Кобзик, главному редактору газеты «Туризм и отдых».
В 90-х годах у нас, молодых белорусских журналистов, была эйфория. Мы думали: вот наступает демократия, независимость, будет новое свободное государство. И мы писали для такой страны и для таких граждан, какими мы их себе представляли. Мы хотели сделать их счастливыми. Но позже я понял: невозможно сделать людей счастливыми, если они сами этого не хотят!
* * *
Понимание счастья совершенно разное — у разных людей и разных народов. Например, мы путешествовали по Индии и видели там огромные массы людей — убогих, нищих, но… счастливых. У нас по-своему тоже уникальная страна. Мы имеем богатейшую европейскую историю. В то же время получилось так, что лейтмотив этой истории — глубокая драма. Столетиями из наших людей выбивалось само понятие национального достоинства, нам все время доказывали, что мы сирые и убогие. То мы на окраине одной империи, то сбоку другой. То элита наша тянется душой в Варшаву, то бежит в Москву. Из народа постоянно вытягивались силы — самые энергичные, сильные, умные всегда бежали отсюда, работали на благо других государств и становились знаменитыми.
И вот парадокс: тянули-тянули из нас соки, но мы все равно сохранились! Веками в Беларуси самые лучшие представители народа физически уничтожались, высылались в другие страны, попадали в тюрьму. И, тем не менее, постоянно появляются люди, которые считают, что нужно работать здесь, работать на эту страну и делать что-то во имя этой земли!
* * *
Часто говорят: белорусы такие бедные и убогие, а в самой Беларуси ничего интересного нет… С другой стороны, никто не отрицает, что у нас по-своему красивая природа — озера, реки, леса, у нас богатейшая, глубокая, драматичная история, ничем не уступающая истории других европейских стран. Так давайте же на это сделаем ставку! Давайте акцентировать эту идею, а не плакаться по поводу нашего «убожества»! Только та власть, которая выбрала правильную тональность в отношениях со своим народом, та власть, которая делает ставку именно на фундаментальные вещи, на корни народа, — только такая власть и такое государство стабильное, мощное и живучее. Если же государство лжет, обманывает, создает искусственную идеологию — тогда надо понимать, что в любой момент все это может с треском рухнуть. Малейшее колебание — и конец! Нужна идея, и нужно, чтобы люди в нее искренне верили…
* * *
Когда я уходил из «большой» журналистики, оставлял «Народную газету», мне все говорили: «Плыткевич бросает поле боя и идет зарабатывать денежки». Так вот, за те 20 лет я ничего не заработал с точки зрения капиталов. Как жил в квартире, которую Иосиф Середич выдал в «Народной», так и живу. Как ездил на дачу, которую купила теща, так и езжу, хоть я там цветов посадил, сделал альпийские горки и зеленые террасы, облагородил все. У меня и задача такая не стояла: скопить денег! Всю жизнь я делаю то, что мне нравится.
* * *
Я считаю, что одна из главных задач на сегодняшний день — добиться, чтобы белорусы знали историю своей страны. Надо, чтобы они путешествовали. Не только за рубеж, но и по Беларуси. Если они будут видеть нашу красоту, знать и понимать нашу историю, они будут по-другому относиться и к своей работе, и к своей родине. О Беларуси XIX века сегодня мы можем судить по рисункам Наполеона Орды, благодаря титаническому труду которого никто не скажет, что белорусы всегда были «лапотниками». Все у нас существовало — дворцы, усадьбы, культура. Великий человек Наполеон Орда документально сохранил для нас то, что из реальности исчезло навсегда. Но это было! И это можно даже восстановить.
* * *
Каждый раз я заново поражаюсь той огромной разнице, которая существует между Восточной и Западной Беларусью. По сути, это те 20 лет, что наш запад не был с Россией и советской властью. И это феноменальная разница! Эти 20 лет позволили сохранить историческое наследие на западе и катастрофически повлияли на состояние архитектурных объектов на востоке. В Восточной Беларуси все разрушено, ничего нет, выжженное поле.
Когда мы делали путеводитель по Лоевскому району, я был просто в шоке. С одной стороны, потрясающая красота: Лоев стоит прямо на берегу Днепра, Сож впадает в Днепр, видно, как они сливаются, красивейшая панорама на Украину. С другой — из достопримечательностей — только старый дом купца. Понятно, что в том регионе нет костелов, но как могло случиться, что ни одной церковки не сохранилось! Одна помещичья усадьба на весь район, в которой размещалась школа, можно представить себе, в каком состоянии она находится. Советская власть полностью зачистила район от исторического наследия!..
* * *
Беларусь сегодня очень разноплановая и разнонаправленная. Конечно, когда бываешь только на «Дожинках», можно говорить и об агрогламуре, и о совке. С другой стороны, есть и в «Дожинках» плюсы. Готовясь к празднику, государство тратит деньги на благоустройство местечек, реставрируются памятники. Но как это делается, в каком стиле и с каким качеством? У меня есть друзья, историки, классные специалисты по реконструкции, сейчас они в Польше строят «старинные» поселения. А могли бы делать это на родине! Работать на исторических фестивалях, заниматься реконструкцией! Но им создали такие условия, что они вынуждены были уехать. И примеров, когда активные белорусы уезжают отсюда, масса. Но если все уедут, к чему мы придем? Неужели мы хотим, чтобы здесь были одни сплошные «Дожинки»?!
* * *
У нас столетиями были проблемы взаимоотношений православия и католицизма, две конфессии находились в конфронтации, продолжается это и сегодня. Например, намеренно портятся облики храмов, построенных в католической традиции. Так произошло, скажем, в Глубоком. На храм в стиле барокко в центре города установили «луковицы». Ни к селу, ни к городу! Потому что так захотелось местным властям и руководителям православной церкви. И такие тенденции поддерживаются на уровне государства. Это ненормально. Но что мы тут можем поделать? Надо понимать, что Беларусь — уникальная страна. Она словно разрывается между Западом и Востоком. Так было 300 лет назад, так есть и сегодня. В принципе, этим мы могли бы быть и интересны. По моему мнению, оптимальный вариант для нас — сохранять хорошие отношения и с Западом, и с Востоком, но не склоняться ни на чью сторону.
* * *
Золотой век для Беларуси наступит, когда мы наконец вернемся к своим корням, вспомним, что мы — литвины, гордые люди. Что у нас большая, глубокая, удивительная история. Мы начнем гордиться собой и своей страной.
От редакции. Поздравляем Сергея Плыткевича с 50-летием!
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…