Марат Афанасьев: На выборах директора БМЗ я был вторым
Очень часто демократических активистов огулом обвиняют в том, что они, дескать, рвутся к власти, не имея никакого хозяйственного и политического опыта. Но так ли это на самом деле? Марат Афанасьев один из тех, чья биография полностью опровергает пропагандистский штамп идеологической вертикали.
Местное самоуправление — шесть революционных программ
— Как-то местная журналистка задала мне вопрос: а почему в Жлобине все делается не так, как надо людям? Я ответил, что и чиновникам, и депутатам все происходящее в городе «по барабану»: нам председателем исполкома присылают назначенца — «на хозяйство», а в Совет депутатов набирают пустышек, «отбыть номер» — поднять руку, проголосовать и — домой.
Когда я возглавлял городской Совет депутатов, мы сами зарабатывали деньги. Собрали обещания депутатов своим избирателям (их было около 500), сгруппировали и оформили шесть программ, а потом утвердили на сессиях. Те иногда шли по два дня, разногласия улаживали, а программы, можно сказать, стали настоящей инновацией для нашего региона. Например, «Ликвидации последствий аварии на ЧАЭС», «Взаимодействие: город — село»…
О БМЗ
— На заводе я работал с октября 1985 года: вначале мастером, через месяц заместителем главного энергетика. Это был период, когда предприятие считалось планово-убыточным. Чтобы выправить положение, занялся инвентаризацией и переоценкой основных фондов завода. Это ощутимо снизило себестоимость, у нас появилась небольшая прибыль и возможность выплачивать премии ИТР.
Далее назначили начальником планово-экономического отдела, где отработал почти три года. Кроме общеэкономических проблем пришлось заниматься и внедрением хозрасчетных отношений в цехах завода. К примеру, их реализация в одном из цехов дала возможность через год увеличить объем ремонтируемой продукции почти в три раза, а зарплату — в два.
После работы в Совете я вернулся на БМЗ заместителем главного электрика, а затем начальником отдела по организации ремонтов основного технологического оборудования.
О том, как чуть не стал директором завода
— В 1989-м я участвовал в выборах директора БМЗ (в те годы было и такое) и чуть не стал им. Но так получилось, что у Ю.В. Феоктистова (будущего директора завода) была тридцать одна встреча с работниками завода, у М.Г. Тихановского — двадцать девять, а у меня лишь четыре. Потому что было не до того: «мотался» по командировкам, улаживая разные спорные вопросы. Несмотря на это отстал от Феоктистова всего на полторы сотни голосов и занял второе место, обойдя на двести голосов тогдашнего директора.
О Верховном Совете
— После избрания в Верховный Совет в нашей фракции «Гражданское действие» было всего восемь человек. Но уже через пару дней стало 18. Руководителем избрали С. Богданкевичa, а рядом с ним такие политические звезды, как А. Добровольский, В. Шлындиков, Г. Карпенко, Л. Грязнова, С. Шушкевич, А. Лебедько, А. Климов, руководители предприятий и другие известные люди.
Когда были выборы председателя Совета, «Гражданское действие» набрало значительное число голосов. И если бы не спешка Лукашенко, который попросту «уперся рогом», то С. Богданкевич мог бы стать председателем ВС 13-го созыва.
О лошади для ОГП
— Лошадь для символа ОГП предложила Людмила Грязнова. Мол, она, лошадь, сможет сдвинуть тот воз проблем, которые стоят перед нашей страной и обществом. И когда на фракции «Гражданское действие» обсуждали возможные варианты в качестве символа, красная лошадь на белом полотнище вырвала победу.
О предстоящих «Дожинках»
— Сумма, которая будет потрачена на «Дожинки-2013», в пять раз превышает годовой бюджет района. Но я сомневаюсь, что эти деньги израсходуют целесообразно. Многие объекты в будущем городу попросту не понадобятся. Та же сцена после двух дней праздника окажется ненужной. Хотя в городе есть хорошая концертная площадка Дома культуры на площади Освободителей, да и Дворец металлургов после реконструкции станет ничем не хуже.
Вся грязь, поднятая после изуродованного асфальта, поступает в ливневую канализацию, которую с момента постройки никто не чистил. Потому забитые колодцы канализации через пару лет могут обернуться настоящей трагедией для города.
В райцентре и на подъездах к нему вырубили более трех тысяч деревьев и километры кустарниковых, лишив Жлобин, по сути, легких. Это вдобавок к тому, что сегодня в центре сотни самосвалов и другой техники перевозят тысячи тонн песка и торфа, а газоочистки БМЗ работают, практически не очищая выбросы сталеплавильного производства завода.
Все это свидетельствует лишь о большой пропагандистской глупости, которая длится из года в год, от одних «Дожинок» к другим, и не знает никаких границ…