Сравним? Из Украины — с любовью

Когда мы обсуждали с местными жителями стоимость жизни в Украине и в Беларуси, пришли к выводу, что важно не то, сколько бумажек тебе выдали на руки в зарплату или в пенсию, а сколько благ ты на эти деньги можешь купить.

Полтора месяца мы с мужем провели на юге Украины, в маленьком городке. Бывали там раньше, вот и решили поехать отдохнуть.

В последние годы в силу возраста предпочитали проводить лето или начало осени в Беларуси, а сейчас что-то так захотелось на солнышко! И мы не ошиблись. Поездка получилась удачная, лучше, чем ожидалось.

Во-первых, весьма впечатлили демократичные цены на жилье по сравнению с крымскими. В среднем 6 долларов США в эквиваленте в сутки с человека, но можно найти и за 5 у.е. Причем в пяти минутах ходьбы от моря. Правда, можно найти и за 15 у.е., если запрашивать душ и туалет в доме, кондиционер и т.п. Словом, любой каприз за ваши деньги.

Во-вторых, поразила общая дешевизна местной жизни. Про промтовары говорить не буду: разница в ценах с белорусскими аналогами в 2 — 2,5 раза. Примечательно: есть хорошие товары украинского производства. Из последних я купила себе отличный чемодан, летние туфли на пробке, маме — хлопковый халатик и ночную фланелевую рубашку. Причем рубашка — с длинным рукавом. У нас в последние годы шьют рукав только на три четверти — и это в северной стране!

Чемодан стоил 580 гривен (первая цена — 650 гр.), туфли — 60 гривен, халатик — 60 гривен, «ночнушка» — 80 гривен. «Беллегпрому» есть чему поучиться. Все вещи выглядят очень достойно с точки зрения дизайна.

Продукты великолепны по вкусу и свежести. И по цене — тоже.

В первый же день по приезде купила дивную черешню из Винницы. Всего по 25 гривен за килограмм. Такая крупная. Сладкая ягода у нас продавалась бы минимум по 60 тысяч рублей. Это если бы повезло найти такое качество продукта.

Чтобы читателю не искать информацию о соотношении гривны и белорусского рубля, советую к каждой гривне плюсовать 10 процентов, — и вы получите цену в тысячах белорусских рублей. В прошлом году 10 процентов добавлять не надо было — 1 гривна и 1 тысяча белорусских рублей шли ноздря в ноздрю. Но в Украине доллар весь прошедший год с лета 2012 г. стоял, а у нас постепенно рос…

Итак, 10 гривен — это 11 тысяч белорусских рублей.

Цены на мясо поражают воображение. Лучшие части молодой бескостной говядины стоят 60 гривен (максимум 65 — грн., но редко-редко). Филе индейки без костей и кожи, свежее— 60 грн. Свинина: шея — 53 гривны, крестец — 49 гривен, филе без костей и жира — 60 гривен. Свинина относительно дорогая, поскольку входит в число вкусовых предпочтений местных жителей.

Сливочное масло — близко к нашей цене. Зато дешевая т.н. «сливка». У нас такого продукта нет, это нечто среднее между сверхжирной сметаной и жидким сливочным маслом.

Совсем забыла про колбасу. Колбасы сырокопченые и сыровяленые стоят ровно в 2 раза дешевле, чем у нас. Сравнивала по знакомым маркам. Правда, белорусские колбасы куда вкуснее. Когда украинцы начинают говорить про белорусскую колбасу, то мечтательно закатывают глаза к небу и причмокивают. Нашу колбасу знают и любят.

То же — с мороженым. Мороженое в Украине – примерно в той же цене, что и белорусское, но хуже по вкусу. В одном месте нам предложили выбрать из множества сортов именно белорусское мороженое. Когда мы спросили, как в торговлю попало это мороженое, продавцы с гордостью поведали, что производят эту марку здесь по белорусской лицензии, поэтому качество гарантируют. И с легкой завистью заметили: «Конечно, в Беларуси проще с хорошим мороженым. У них (у нас, то есть) же все — по ГОСТам!»

Еще о ценах. Яйца деревенские — 8 — 9 гривен, 1 литр молока на рынке — 7 гривен (в магазине может быть и по 10 — 11 гривен), 1 килограмм деревенского творога — 20 — 24 гривны, 1 кг домашней брынзы — 40 гривен. Отличное печенье от разных местных производителей 28 — 35 гривен за килограмм.

Дорогой картофель, по 5 — 7 гривен за килограмм. Его в этих местах сложно выращивать.

Мука, крупы — все дешевле, чем у нас. Сахар стоит столько же.

А теперь — внимание! 1 килограмм свежей осетрины — 70 гривен. Правда, лов осетра под запретом, но на рынке эта рыба появлялась исправно. 1 килограмм свежего судака (крупного) стоит 45 — 50 гривен, 1 килограмм толстолобика (стейки) — по 35 гривен. А стейки из норвежской форели и семги — по 85 гривен за килограмм. Торг почти везде уместен. Уступают на всем от 5 до 15% от первоначальной стоимости покупки.

Воображение поразил хлеб. И по вкусу, и по цене. Пшеничный хлеб — множество сортов, на любой вкус. В среднем батон — 600 граммов. А цена — 3 гривны 50 копеек. Это в 2,5 раза дешевле, чем у нас! Вернувшись домой, покупаем батоны в 450 граммов за 7300 рублей. А ведь еще несколько лет назад пшеничный хлеб стоил в Украине дороже, чем в Беларуси. Так что мы даже удивлялись: надо же, а ведь когда-то Украина была всесоюзной житницей…

Справедливости ради, т.н. «черный хлеб» — по вкусу никакой. Его выпекают по многочисленным просьбам приезжих. Нет традиции производства и потребления.

Обратила внимание, что лекарства в Украине тоже дешевле, чем у нас. Так престариум в дозировке 5 мг, 30 таблеток, стоит 85 гривен. В Минске — от 105 тысяч рублей и выше. Есть разбежки в цене до 15 — 25%. Не в нашу пользу.

Когда мы обсуждали с местными жителями стоимость жизни в Украине и в Беларуси, сравнивали цены по всему кругу, включая тарифы на «коммуналку» (в Украине они гораздо выше), пришли к выводу, что важно не то, сколько бумажек тебе выдали на руки в зарплату или в пенсию, а сколько благ ты на эти деньги можешь купить. По нашим общим подсчетам получалось, что средняя белорусская пенсия в 2 миллиона рублей (до повышения) по покупательной способности «на круг» составляет где-то 900 — 950 гривен. Даже с учетом разницы цен на «коммуналку». А в Украине средняя пенсия, по словам собеседников, равна 1400 — 1500 гривнам.

Это не значит, что в Украине — сплошной рай при жизни. Многие люди живут очень сложно. Подруга нашей хозяйки, пенсионерка, тоже держит «курортников». Но ни разу в жизни не пробовала местного осетра. Для нее это дорого. Есть более насущные нужды, на которые она тратит деньги.

Кроме того, с работой в городе — напряженка. Многие мужчины охотно берутся за плату прополоть у соседей огород, вскопать землю. Молодежь активно уезжает. И из города, и из страны.

Асфальт разбит, улицы освещены плохо. Городские пляжи грязные, в кабинках для переодевания — использованные прокладки. Убирают только на пляжах, прилегающих к санаториям и частным гостиницам.

Развлечений в городе почти нет.

Люди очень недовольны местной администрацией. Поругивают и центральные власти, но без азарта. И грезят о порядке. Многие мечтают, чтобы все у них было, как в Беларуси. Спрашивают, почему бы нам не объединиться.

Эх, там хорошо, где нас нет…

P.S. Уезжали с предельными ценами на дыни в 2 — 2,5 гривны за килограмм.

Наталья ГУСАКОВА

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023