Пошлина с носа
Я давно поручил, вплоть до того, что выезжаешь за пределы, неважно за чем, заплати выездную пошлину. Это будет так: мы тебя на границе обслуживаем — 100 долларов с носа плати и езжай за границу... У них развивается торговля, производство, а мы барахтаемся здесь, как дураки.Из заявления А. Лукашенко 06.09.2013 г. Нет, не зря министр экономики Беларуси Н. Снопков назвал А. Лукашенко «продвинутым» «геополитическим экономистом». Именно поэтому он постоянно генерирует креативные экономические идеи.
Вот и сейчас на него снизошло очередное творческое озарение. Он сделал важное открытие, понял наконец, почему экономика страны в кризисе, а «мы барахтаемся здесь, как дураки». Оказывается, как обычно, во всем виноват народ. Дело в том, что наши граждане предпочитают покупать не белорусские, а иностранные товары, ибо они, как всем известно, качественнее и дешевле. И президент нашел нетривиальный способ, предложил радикальное решение этой острой экономической проблемы. Как он любит говорить, «именем революции».
Итак, следите за руками. «Наши люди до 3 миллиардов долларов в год вывозят за границу в Евросоюз и привозят товары, которые мы тоже выпускаем… Почему мы создаем условия для ввоза в страну импорта, еще и на льготных условиях? У нас свои холодильники, зачем нам льготные условия создавать для ввоза холодильников из-за границы?» — задал риторический вопрос глава государства. И быстро нашел решение: сто долларов с носа за выезд из страны. «Тогда он придет в наш магазин и купит наш холодильник, а не будет тащить из Евросоюза барахло неизвестно какого производства», — сказал президент. В результате, наконец, наша экономика заработает, народ станет покупать свое «барахло», мы перестанем «барахтаться здесь, как дураки», в бюджет свалятся шальные $3 млрд, все богатства польются полным потоком. И, чем черт не шутит, Нобелевский комитет включит «продвинутого геополитического экономиста» в шорт-лист на присуждение премии по экономике.
А те неразумные белорусские граждане, которые выезжают за рубеж на шопинг, а сейчас ерничают и возмущаются в социальных сетях, просто не понимают своего счастья. Ведь сказал же президент еще восемь лет назад, что «мы первыми, может быть, в Европе и мире должны сделать государство для народа».
Правда, злые языки утверждают, что сам А. Лукашенко почему-то предпочитает носить одежду известных зарубежных фирм. А свобода передвижения является одним из конституционных прав белорусских граждан, и требовать за его реализацию дополнительной оплаты незаконно. Кроме того, согласно договоренностям между Беларусью, Россией и Казахстаном, таможенные пошлины в рамках Единого экономического пространства должны быть одинаковыми.
Хотя президент и заявил, что «я давно поручил» ввести эту пошлину, но, возможно, как у нас часто бывает, за этим заявлением ничего не последует. Ибо уж очень непопулярная эта идея.
Но вне зависимости от ее практической реализации здесь показательна, симптоматична логика мышления. Это вполне естественная реакция на кризис белорусской социальной модели. Ее неэффективность, неконкурентоспособность становится все более очевидной даже для высшего руководства. Экономика вступила в полосу рецессии. Паралич калийного экспорта лишь дополнительно оттенил все проблемы нашей экономики. Она задыхается без валюты, в результате чего происходит медленная, ползучая девальвация. Доходная часть бюджета просела. Приходится лихорадочно изыскивать новые источники доходов. Повышены цены на электроэнергию, хлеб, спиртное, почтовые услуги. Показательно, что акцизы на бензин и дизтопливо планировалось повысить со следующего года. Но, видимо, так припекло, что не стали дожидаться, и уже сейчас акцизные ставки выросли соответственно аж на 45% и 70%.
Дело в том, что подобная социальная модель с неэффективной экономикой может достаточно долго функционировать только в закрытой системе. Например, в СССР, когда были закрыты границы, существовал тотальный дефицит, советским гражданам не было с чем сравнивать качество потребительских товаров.
А сегодняшняя белорусская модель, похожая на советскую, существует в условиях открытой экономики, свободного выезда за границу, в окружении стран с рыночной экономикой, производящей более качественные и дешевые товары. В таких обстоятельствах сохранить неэффективную экономическую систему можно только с помощью искусственных, административных механизмов. И по мере того, как белорусская модель начинает сыпаться, народ разбегается за границу в поисках то ли заработков, то ли товаров, власти начинают прибегать к мерам, призванным как-то удержать, законсервировать социальное статус-кво.
В декабре прошлого года А. Лукашенко с помощью декрета ввел в деревообрабатывающей промышленности «крепостное право», запретил работникам отрасли увольняться до завершения модернизации предприятий.
Недавно появилось предложение премьер-министра М. Мясниковича обложить налогом граждан, которые официально не работают. Речь идет, разумеется, не о тунеядцах, а прежде всего о тех, кто выезжает на заработки за границу. Налог на безработицу — это тоже уникальное белорусское ноу-хау. До этого в мире еще никто не додумался.
Кроме поручения президента ввести пошлину на выезд за границу, в ходе посещения ОАО «Мотовело» из его уст прозвучала еще одна угроза. «Если 1 января вы не выйдете на то, что обещали, ни Семашко (вице-премьер — Авт.), ни директоров в этих должностях не будет. И еще оценку дадим премьер-министру, может быть, он вместе с вами в обнимку уйдет… Теплых мест, а не дай бог коммерческих структур, для вас не будет, потому что эта коммерческая структура будет уничтожена мгновенно, если они возьмут на работу без моего ведома людей из кадрового реестра», — сказал президент.
Опять же не будем говорить о правовой стороне дела, здесь все очевидно. Но важно зафиксировать, что крепостное право в Беларуси распространяется не только на работников, которые связаны контрактами, но и на номенклатуру. Видимо, высокие чиновники, директора тоже не прочь разбежаться, вырваться из системы на вольные хлеба. И А. Лукашенко ставит им жесткие условия: или верой и правдой служи режиму, или останешься без работы.
Все эти меры ложатся в один ряд и являются лихорадочными попытками воспроизвести в новых условиях какое-то подобие советского железного занавеса. Разумеется, с поправкой на историческую эпоху. Дескать, «не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас». Но это вряд ли. Ибо, как поется в другой известной песне, «жизнь невозможно повернуть назад, и время ни на миг не остановишь…»
Валерий КАРБАЛЕВИЧ
Читайте также: