TOP

«Беларусь — лояльный оруженосец России»

Литва не увидела «сотрудничества и доброжелательства» со стороны официального Минска на учениях «Запад-2013», которые прошли на территории Беларуси и России 20-26 сентября. Польша переполошилась, восприняв учения как отработку превентивного ядерного удара по Варшаве. Прибалтика и Литва в жестких тонах отреагировали на совместные учения. 

«Это предупреждение. Предупреждение Евросоюзу, НАТО и соседям: Польше, Латвии, Литве», — считает преподаватель Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета Витис Юрконис.

В беседе с нашим корреспондентом Витис Юрконис рассуждает о расширении российского военного присутствия в Беларуси и об угрозах, которые оно несет Литве и самой Беларуси.

— Литва очень настороженно восприняла белорусско-российские военные учения «Запад-2013». Почему Вильнюс ставит под сомнение антитеррористический характер этих учений?

— Посмотрите на технику, которую использовали. Если «Запад-2013» — антитеррористические учения, зачем тогда задействовали танки, самолеты?.. Десятки их, а также более 10 тысяч солдат. И масштаб, и используемая техника вызывают вопросы насчет искренности официальной версии об антитеррористическом сценарии.

Много вопросов возникало насчет прозрачности процесса. Это конкретно заметил даже министр обороны Литвы. Российское посольство, например, посоветовало узнавать всю информацию на сайте Министерства обороны. Так что сотрудничества и доброжелательности с белорусской, а также с российской стороны мы не увидели.

— В оценке учений «Запад-2013» превалирует политический фактор, либо Литва считает реальной военную угрозу со стороны так называемого Союзного государства?

— Если оценивать основные угрозы, исходящие от Беларуси, наверняка проблема Островецкой АЭС является первой на повестке дня, нежели обсуждение интервенции.

Можно сказать, с момента, когда Литва стала членом НАТО и когда президент США на Ратушной площади в Вильнюсе сказал, что все враги Литвы являются врагами Соединенных Штатов, традиционные угрозы на какое-то время отошли на второй план.

Но конфликт в Грузии и действия Российской Федерации показали: традиционные угрозы, локальные конфликты даже в этом регионе — не вчерашний день. И, конечно же, такие учения являются показателем этого.

— К 2015 году Москва планирует разместить на белорусской территории авиаполк для защиты воздушных рубежей Союзного государства. Но уже к концу 2013 года создаст авиационную комендатуру и поставит на дежурство звено истребителей. России приглянулся Лидский аэродром, расположенный в 35 км от границы с Литвой (в 100 км от Вильнюса) и в 120 км от границы с Польшей. Считает ли Вильнюс российское военное присутствие на территории соседней Беларуси угрозой национальной безопасности?

— Сам факт очень четко характеризует суверенитет и независимость белорусского государства, Беларуси как страны.

Конечно, опасения у нас есть. Такие проекты обращают внимание и затрагивают нашу национальную безопасность. И не только нашу, но и других стран НАТО, потому что эти учения прошли на границе НАТО и, хочешь — не хочешь, напоминают времена холодной войны.

— Что и кому хотели продемонстрировать Минск и Москва учениями «Запад-2013»?

— Учения запланированы довольно давно, но совпали с председательством Литвы в Евросоюзе. Это еще одно напоминание: у вас есть такие соседи. Очевидно, хотели расставить красные флажки во внешней политике Литвы. Это предупреждение, если можно так выразиться.

— Предупреждение кому — Литве, Евросоюзу, НАТО?

— Версия сирийского, ливийского сценария учений намекает на более широкую аудиторию, чем Литва. Нельзя забыть и прессинг насчет дислокации системы противоракетной обороны в Польше. Россия, безусловно, старается влиять на регион, а Беларусь является лояльным оруженосцем в этом деле.

— Как сильно и серьезно приближение российских войск влияет на отношения с Литвой и с Евросоюзом?

— Безусловно, Россия является фактором. Даже прибалтийские страны находятся в поле информационного влияния России (сейчас в Литве запретили все программы Первого балтийского телеканала, которые делаются в России, а это 70% всего вещания телеканала). Россия присутствует не только в Беларуси, но и в регионе, в Европе. Если отследить, где находится российский бизнес, куда идут российские инвестиции, где российские чиновники скупают виллы — это Европа, там российский фактор также присутствует. Можно только вспомнить дело «Норд Стрим», роль некоторых немецких политиков, атомную станцию в той же Чехии или только закончивший свое председательство в ЕС Кипр. Так что это вызов для всей Европы, а не только ее восточной части.

На Беларусь Россия влияет намного сильнее и по многим причинам: язык, многовекое присутствие по соседству. Но самая главная задача европейских стран — возвратить простого белоруса в европейскую семью. Показать, что белорусы являются европейским народом, их будущее — с Европой. Это главная задача, несмотря на все инциденты или политические циклы, которые происходят иногда по той причине, что Брюссель, соседние государства теряли фокус внимания, забывали, что является основной задачей.

— Верите ли вы, что расширением военного присутствия Россия готовит плацдарм для поглощения Беларуси, уничтожения ее независимости и суверенитета?

— Лукашенко, несмотря на свою риторику и показательные споры с Кремлем, уже на протяжении многих лет понемножку ведет распродажу независимости и суверенитета Беларуси. Российские войска и базы — это только один показатель. Можно спросить: какую независимость принесет Островецкая АЭС, построенная за российские деньги? От кого тогда Беларусь хочет стать независимой? Можно посмотреть, какие компании и страны имеют наибольшие выгоды от приватизации в Беларуси. Уже не говоря о том, какой язык доминирует в стране, ущемляя родную мову. Так что независимость и суверенитет Беларуси тает на глазах по вине президента.

Военный эксперт Александр Алесин: белорусская армия не способна к наступательным действиям

— Военные учения — всегда сигнал соседям: держим порох сухим, и вы держите ушки на макушке.

У балтийских, польских коллег проявилась черта, которую я бы назвал «эгоцентризм» — они считают, что все действия направлены против них. С одной стороны это можно понять: долгие годы российской экспансии, затем — советская оккупация. Эти предубеждения сказываются и мешают объективно оценивать ситуацию.

Россия не заинтересована создавать напряжение с соседями на Западе и тем более с НАТО. Россия не способна действовать сразу на два фронта. Приближается вывод американских войск из Афганистана, что сулит Москве гигантские проблемы: наркотрафик, незаконная миграция. Именно поэтому, как мы видим, Кремль акцентирует свое внимание на ОДКБ.

Учения на западном направлении имеют совершенно другой смысл: это попытка сплотить российское общество. И нивелировать скандал в Министерстве обороны, где вместо реальных реформ занимались распродажей имущества.

Имперский патриотизм — то ядро, вокруг которого российские власти пытаются сплотить народ. Из-за других механизмов военный патриотизм превращается в основной фактор сплочения нации.

А Беларусь, со своей стороны, за российские деньги вынуждена делать то, о чем ее «просят».

Обе стороны решают свои внутренние проблемы.

Утверждения о наступательном характере учений «Запад-2013» не выдерживают никакой критики. В них участвовали менее двух батальонов танков, 60% из 10 тысяч участников учений — это обслуживающий персонал. Если бы в учениях участвовали 300-500 танков и тысяч 40 солдат — тогда можно было бы говорить о наступательном характере учений. Качество вооружений безнадежно устарело для наступательных действий, им с трудом можно обороняться.

Состояние Вооруженных сил не позволяет говорить, что белорусская армия способна к наступательным действиям. Наступательными считаются действия, когда перевес сил составляет 1 к 4 в пользу наступающих.

Владимир ЖУРАВОК, Naviny.by

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.