Самоуправление «без дураков»: впереди правительства

Почему белорусы не видят проку в депутатах сельских, районных советов и даже Палаты представителей? Потому что большинство из «народно избранных» почти не в состоянии помочь им. А вот в Польше самоуправление на высоте...

Скоро у нас местные выборы. Не секрет: людям и даже государству они малоинтересны. Представительская демократия на уровне самоуправления и во времена БССР, и сегодня на деле малоэффективна, эдакая унылая политическая декорация. Не более. А вот в Польше за последние 20 лет и элиты, и обыватели убедились: без включения общественного интереса в близкие и понятные народу экономику и политику перемен не дождаться. Наш «трехсерийный» рассказ об опыте системной трансформации соседей начнем с их административной реформы.

Почему поставили на «отсебятину»? Ради успеха

Почему белорусы не видят проку в депутатах сельских, районных советов и даже Палаты представителей? Потому что большинство из «народно избранных» почти не в состоянии помочь им. Ладно: иногда — да! Но — эпизодически. А системно — ну никак, потому что система спускает «громадье планов» вниз, внимательно следит, денно-нощно контролирует, чтобы там не пороли «отсебятину»… И какой тогда прок от этой местной представительской демократии? И зачем мне, обывателю, самому куда-то идти со своими предложениями, если даже депутаты существуют ради «галочки»? Ведь у чиновников все спланировано, и даже при своем желании, разумении ситуации чаще всего помочь нам они не смогут…

В социалистической Польше было то же самое, вспоминает один из главных разработчиков реформы профессор Ежи Регульский. Хотя в соседних капстранах жили по-другому — с Хартией о местном самоуправлении, принятой по инициативе Совета Европы в 1985-м. Это не просто документ о намерениях — без его реализации любое европейское государство теряет столько, что там и в голову никому не приходит игнорировать требования к муниципальной практике.

Тем не менее во время легендарного «круглого стола» оппозиции с властью, который начал переход поляков от централизованной плановой экономики и авторитарной политической системы к свободному рынку и демократии, группу инициаторов реформы местного самоуправления посадили в самом далеком, темном углу …

Вот такое было отношение — как у нас и поныне!

А поляки затем от него быстренько отказались, потому что увидели тупиковость привычной практики и вышли на дорогу, которая капитально упростила и украсила жизнь. Своего «Сусанина» (уж извините за исторические параллели) — пана Регульского — граждане удостоили высшей государственной награды ордена Белого Орла.

Зачем периферии автономия? Чтобы мэр был — как премьер

Чтобы реформа территориального самоуправления успешно заработала, только за ее первый год изменили 94 (!) закона. А как было иначе разрушить важнейшие монополии централизованного государства, ограничивавших активность местных сил?

— Важнейшим шагом стала ликвидация иерархической зависимости периферии от центра, — рассказывает руководитель портала самоуправления ведущего информагентства РАР Катаржина Кубицка-Зах. — Возрожденным социально-административным единицам (гмины, поветы и воеводства) дали реальные полномочия, обеспечили их подлинную, а не декларированную самостоятельность в пределах четко обозначенных компетенций. Правительство там на самом деле, извините за тавтологию, не у дел. Премьер не может дать «указивку» мэру небольшого городка. Не имеет права. Иначе рушится идея.

О чем конкретно речь?

Вот гмина (община) — базовая территориальная единица, иначе говоря — муниципалитет. Это может быть самая малая деревушка, а может и город. В ее ведение правительство полностью отдало начальное образование, детские сады, библиотеки, дома культуры, здравоохранение, местное дорожное строительство и транспорт, пожарные службы, коммуналку.

Вы скажете: у нас разве не такая же схема? Схема-то похожа, но функционирует она по вертикальному принципу! Поясняю на простом житейском примере. Сентябрь этого года Беларусь начала с очередным значительным минусованием по количеству начальных и даже средних школ. Их закрывают из-за сокращения числа школьников.

Полагаете, по деторождаемости, в отличие от белорусов, поляки берут пример с китайцев? Нет, там семья также не слишком расширяется. Но свои школы гмины (чаще деревенские) очень успешно отстаивают. Потому что есть финансовый маневр: на образование и воспитание в местном бюджете выделяется от 40 до 60 процентов средств! Когда же по деньгам ну никак не выходит, ищут и находят спонсоров для школок не только у себя, но и в Европе — фактов подобного рода хватает. А в Беларуси вы знаете похожие примеры? Много случаев припомните, когда удавалось отстоять интересы детей, родителей и учителей? Министерство образования непобедимо, как Сталинград! Чем и сильна вертикаль, да ослабляется основной, горизонтальный пласт общества…

Идем дальше: гмины и поветы (территориальный конгломерат гмин, по-нашему — районы). Между двумя этими уровнями нет соподчиненности. Просто на следующей ступени более масштабные проблемы. Например, среднее и среднеспециальное образование, серьезная социальная сфера — больницы для душевнобольных, дома престарелых и т.д. Гмина составляет бюджет, повет его принимает, но в отличие от нашего райисполкома не корректирует, а добавляет свои позиции на то же образование, но уже среднее, либо на централизованную систему водоснабжения, содержание престарелых. То есть вторая ступень первую не обрезает и не поправляет, у каждого своя ответственность.

Но сейчас поляки дискутируют о том, чтобы упразднить поветы. Объединяют эти две структуры лишь потому, что водоснабжение, канализация дороже стоят, требуется «плюсование» усилий. Так вот, за десятилетие до реформы в Польше построили всего чуть больше 2 000 километров водопроводов. А с 1990 по 1998-й — 20 000 км! В 10 раз… Почти такая же статистика и по подключениям магистральной сети к зданиям.

Затем актуализировалась новая сопряженная проблема — канализация. Параллельно — тротуары и освещение. Ну и тому подобное. Цифр в подтверждение не привожу. Потому что красноречивее их наблюдения белорусов из окошка авто или поезда во время проездов по Польше: тамошние деревни поражают опрятностью, ухоженностью, обустройством. По сравнению с нами вырвались вперед на долгие годы…

Это — реформа самоуправления в действии. Именно она, а не просто рост доходов населения. Кстати, второе — также во многом результат развития первого. Ведь стремительное развитие местной инфраструктуры повлекло создание нового производства в регионах и, соответственно, рабочих мест. Поскольку строительство бурлит, появляется возможность хорошо заработать. И вложить деньги в свой дом. А начиналось все с того, что гмины (деревни и города) сами выбрали себе приоритеты развития. И — получилось.

Кто выбирает приоритеты? Толковые люди, а не важные «дяди»

— Откуда у нас деньги? — переспрашивает директор Агентства стратегического и локального развития из соседних с белорусской границей Вишниц Даниэль Драган. — Возьмем, например, местные дороги. Их ремонт — из бюджета муниципалитета. На реконструкцию, развитие большой дорожной сети, к которой привязаны наши городки и села, собственных средств не хватает — там миллионы евро нужны! Но мы лоббируем свои интересы на Западе, которому нужны хорошие транспортные коридоры. Сами — через муниципалитеты, НГО, через различные свои связи… Евросоюз работает в этом направлении именно с системой местного самоуправления, а не правительственными структурами. Ясно, чтобы поднять на необходимом уровне такие проблемы, в гминах растут из низов новые яркие лидеры — экономика рождает политику и политиков, бизнес и деловых людей, бизнесменов. Тут все закрутилось, когда появился реальный местный интерес. Потому что через него можно решать очень большие вопросы. Например, в Лежайске на средства города и главным образом европейские инвестиции построен мусороперерабатывающий завод — не только служит экологии, но и приносит большой доход в бюджет гмины.

Кстати, он формируется на основании закона о доходах органов территориального самоуправления и состоит из общей и целевой дотаций государства (иногда до 70 процентов). Ну и — внимание! — зарабатывайте на своих активах: земле, жилищных ресурсах, пользуйтесь действительно уникальными условиями для ведения бизнеса в практически любых направлениях, вплоть до высокотехнологичных производств. В Быдгоще, например, создали специальную экономическую зону, где тон задает японская корпорация Sharp.

— Большой вес набирают в последнее время так называемы ЛГП — локальные группы поддержки, объединяющие на местах активных граждан, — рассказывает директор отдела неинвестиционных проектов администрации Люблина Кшиштоф Лонтка. — Евросоюз видит силу демократических перемен именно в общественной инициативности. Стимулируя ее, уже два года оказывает таким структурам материальную помощь. Пока выборочную. Но уже со следующего года — системную. Это прекрасная мотивация для неравнодушных людей. В Люблине таким образом успешно реализуются две программы.

Но особенно хорошо срабатывает идея локальных групп поддержки в сельских гминах. Возможно, потому, что там проблемы обозначены более контрастно, а люди живут теснее, чем в городах.

— В большом городе, — продолжает тему доктор политологии, сотрудник отдела стратегии и обслуживания инвесторов городской администрации Яцек Варда, — быстрее находят общий язык и успешно работают в интересах гмины группы, объединенные не территорией, а некими интересами. Например, люблинские велосипедисты аккумулировали европейский опыт, разработали схему развития нашего города в их направлении и даже нашли зарубежные инвестиции. В итоге мы здорово поднялись в этом плане. Более того, оценив усилия велосипедистов, решили создать портал по обсуждению проблем развития Люблина, электронный банк инвестиционных идей.

Логика наша проста: на одной чаше весов — тысяча триста городских чиновников, а на другой — 360 тысяч горожан. Есть ли смысл массе надеяться на горстку бюрократов? Ведь большинство из сотрудников различных служб попросту исполнители, а продвигают дело инициативные люди. Ясно, что их надо искать в народе. Ищем!

О том, как происходит этот поиск — в следующем номере.

(Продолжение следует.)

Александр УЛИТЕНОК

Читайте также:

Страна Пенсионерия-2

«Реформы в Чехии привели к трансформации общего образа жизни»

«У нас есть пиво и голенка»

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023