На очередном обсуждении этой темы один высокопоставленный белорусский чиновник как-то сказал: «Мы не должны делать инвалидность привлекательной...» Имелась виду потенциальная погоня за инвалидными льготами.
Дескать, не нужно стремиться к тому, чтобы очень большие привилегии становились причиной умышленного нанесения вреда собственному здоровью. Дескать, люди сами начнут отрывать себе ноги или руки, повреждать печень и т.д.
Глупость настолько очевидная, что над ней даже не хочется насмехаться. Прежде всего, потому, что эти самые льготы настолько финансово ущербные, что трудно будет найти хотя бы одного добровольца, способного на реальную имитацию самовредительства. Если и может она на что-то претендовать, то только на подтверждение тезиса о том, что нынешние белорусские чиновники ОЧЕНЬ далеки от «прозы жизни» собственного народа. А еще о том, где они видят решение проблемы.
Совсем другой подход в Польше. Можно даже сказать о диаметральной противоположности. Автору этих строк довелось довелось услышать много мнений на сей счет. Точнее много было говорящих, само же мнение звучало только одно — никакие льготы инвалидам не нужны. И даже вредны, ибо часто порождают банальное иждивенчество.
Для руководителя Офиса по правам людей с инвалидность Сергея Дроздовского это «любимая тема». В том смысле, что он посвящает ей львиную долю своих многочисленных выступлений. По поводу многочисленности, кстати, нет никаких преувеличений. Недавно, я готовил книгу «Преодоление», которая полностью состояла из интервью с инвалидами, и очень удивился их чрезмерной занятости. Причем, случалась она, что называется, «без балды». Люди, действительно, серьезно заняты. С одним мне даже пришлось прерывать интервью несколько раз.
А вспомнилось это именно по поводу льгот. Нужны ли они вообще и являются ли в данном случае панацеей? Подход к решению этого вопроса в разных странах разный, но, на мой взгляд, то, что сейчас происходит в Польше, заслуживает не только внимания, но и подражания. Льгот там почти нет. А то, что есть, носит адресный характер. И речь не только об инвалидах.
В целом разными видами помощи и льгот (разовых или долгосрочных) в Польше пользуются около 2 миллионов человек, то есть примерно 5 процентов всего населения страны.
Больше всего имеют ветераны войны и бывшие репрессированные. Они получают постоянную доплату к пенсии, им возмещается часть оплаты за электроэнергию, у них есть единая компенсационная доплата. Кроме этого — скидка на проезд железнодорожным и автобусным междугородным транспортом и скидка — на городском транспорте. Ветераны бесплатно получают также некоторые лекарства. В то же время в Польше есть еще один вид льгот, который предоставляет право бесплатного проезда на городском транспорте всем тем, кому исполнилось 70 лет.
Не забыло польское правительство и о семьях с детьми. Несмотря на то, что в последней редакции законодательство было немного ужесточено, пособие на ребенка увеличилось в два раза. Но происходит это только в том случае, если в семье есть ребенок-инвалид и один из родителей не работает, а занят лишь уходом за ним.
Кроме этого, в 2007 году начали действовать льготы для поляков, которые находятся за пределами страны. Президент Польши Лех Качиньский в сентябре 2007 года подписал закон о «Карте поляка». Ее владелец может свободно пересекать польскую границу, имеет доступ к учебе в польских учебных заведениях, может получать государственную стипендию. Лицо, которое получит «Карту поляка», будет иметь также право на получение работы и на ведение хозяйственной деятельности в Польше. Карта поляка действительна 10 лет с правом продолжения.
Перечень льгот и пособий, финансируемых государственным и местными бюджетами, равно как и число людей, получающих помощь, в Польше постоянно сокращается. Теперь эти обязательства все чаще берут на себя различные неправительственные организации и общественные фонды.
К сожалению, ничего подобного нельзя сказать о нашем неприлично «стабильном» и «социально-ориентированном» государстве, то есть о Беларуси. До того, как на все виды льгот начали «наезжать» и многие из них были ликвидированы, белорусскими льготниками являлись две трети населения Беларуси, то есть 6,5 млн человек. Более того, отдельные категории подпадали одновременно под несколько видов льгот. В частности, на пассажирском транспорте ими пользовались 6 млн человек, правом на льготное обеспечение лекарствами — 2,85 млн, льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг — 1 млн, услуг связи — 0,2 млн человек. В результате сложилась парадоксальная ситуация: число льготников в стране превышало численность трудоспособного населения. Между тем опыт развитых стран свидетельствует о том, что эффективной социальной помощью государство в состоянии обеспечить не более 15% населения. А не 65%, как в Беларуси…
Насколько эта «борьба» оказалось успешной очень сложно сказать по той причине, что соответствующей статистики сегодня нет, а некоторые виды льгот руководство страны время от времени возвращает, так как речь идет о самой преданной части электората Лукашенко — о пенсионерах. Достаточно вспомнить, сезонность их проезда на дачи.
Однако вернемся к инвалидам.
В Польше у инвалидов льгот, гораздо меньше, чем у ветеранов. Например, за проезд польскому инвалиду надо платить из собственного кармана. Другой вопрос, что разные доплаты позволяют это делать без особого «напряга». В Польше инвалидам предпочитают платить «живые деньги», а не наделять определенные категории людей неким абстрактными преимуществами. Именно в этом и состоит главное отличие прагматического подхода от того, который у нас называют «социальным».
Польское государство умело и тонко регулирует процесс льготирования, вносит в него постоянные коррективы.
Самый свежий пример — пересечение польскими инвалидами границы с теми странами, которые не входят в Шенгенскую зону. Раньше все без исключения инвалиды пользовались правом первоочередного проезда, что было рекомендовано соответствующими инструкциями. Теперь «уравниловка» отменена. Проехать без очереди может только тот инвалид, который имеет специальное разрешение пограничного начальства.
Представляю, как сейчас начали злорадствовать сторонники «стабильности», потому сразу же их разочарую. В Польше на этот счет практически нет бумажно-бюрократической волокиты, и получить там соответствующее разрешение, как говорится, «проще пареной репы». Зато такой подход позволяет избегать коррупции и давать льготы только тем, кто в этом, действительно, нуждается.
Самое «интересное», что почти одновременно с отказом польских пограничников от «инвалидных преимуществ», их белорусские коллеги ввели подобное «в обязательном порядке»…
Комментировать, что-либо здесь очень трудно (как и любую вещь с отсутствием здравого смысла), но в этом факте очень наглядно демонстрируется еще одна разница в подходах к решению инвалидной темы. У них проблемой инвалидов занимаются на государственном уровне, ибо все без исключения поляки уже давным-давно не обсуждают, нужна инвалидам помощь или нет. Во исполнение международной конвенции о правах инвалидов в Польше создано специальное Бюро уполномоченного по правам инвалидов, а в мае 2003 года на основании Закона «Об обществах» был зарегистрирован Польский форум лиц с инвалидностью, который имеет собственный сайт.
К сожалению, ничего подобного в Беларуси нет. А то, что уже много лет наша страна не подписывает упомянутую конвенцию, легко объяснимо тем, что государство (среди прочих целей) очень не хочет выпускать эту сферу общественной жизни из-под своего контроля. На правительственном уровне проблематикой инвалидов традиционно занимается один из вице-премьеров. Сегодня это Анатолий Тозик.
Структура, которую он возглавляет, называется Республиканским межведомственным советом по делам инвалидов, у которого нет своей газеты, сайта или даже бюллетеня. Решения в открытой форме не публикуются вообще. «По положению» данный совет собирается не реже двух раз в год. Реальный опыт подсказывает другую формулировку — не чаще трех. Заседания проходят около двух часов, за которые чиновникам надо успеть прочесть целую стопку документов, разобраться в них и принять решение.
Естественно, качество «проработки» соответствующее. Государство это понимает и дальше решает проблему так, как это решалось у нас испокон веков, то есть с помощью льгот.
Почти всегда по поводу последствий есть немало вопросов. Приятным исключением стало лишь лишение инвалидов льготных квот в белорусском парламенте, которые были апробированы в Беларуси в 1990 году и стали прерогативой одного парламентского созыва XII-го.
К слову, в польских сеймах разных уровней инвалиды тоже есть, но, как рассказал мне эксперт Хельсинского фонда по правам человека Адам Пырек, «все они достигли этого положения только с помощью честных выборов. Квоты — являются одной из форм политической дискриминации».
К сожалению, оная имеет место не только на законодательном уровне, где в конечном итоге все можно исправить. Как говорил один булгаковский герой — «разруха в головах». Социологические исследования показали, что почти 70% белорусов не хотят видеть инвалидов на выборных должностях, а это, значит что белорусское общество в отличие от польского, банально следует тем стереотипам, которые оно же долгие годы и воспитывало в людях. Другими словами: стремиться «убрать» со своих глаз с помощью разного рода льгот тех, кого видеть не хочет по определению.
Материал подготовлен при поддержке фонда DANIDA.
Особая благодарность за помощь информационному Офису солидарности с Беларусью.
Александр ТОМКОВИЧ, Минск-Варшава-Минск
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…