«Мам, ты только возьми…»
Недавно президент упрекнул белорусский народ в чрезмерном увлечении валютой. «Если будет девальвация — вы ее сделаете», — сказал он.
О переменах в настроении белорусов, утверждают банковские работники, говорят не только очереди у обменников, но и в очереди за кредитами. Накануне новогодних праздников стало чуть ли не традицией брать кредит, покупать валюту и ждать обвала за новогодним столом. «В декабре у нас аншлаг — люди набирают кредиты, как мандарины в супермаркетах! — рассказали в одном из банковских отделений. — Не смотрят ни на проценты, ни на переплату. От предостережений отмахиваются, мол, мы сами с усами, знаем, что инфляция все долги покроет. Ждут, сами знаете чего».
До валютного ажиотажа еще не скоро, но в банках наблюдают уже возрастающий интерес к кредитам. По словам банкиров, несмотря на то, что почти у каждого заемщика имеется по четыре-пять кредитов в разных банках, горожане на этом не останавливаются. «Многие не могут слезть с кредитной иглы! Просто мания или болезнь! — рассказала в одном из отделений сотрудник банка. — На что только не идут, чтобы взять деньги. Одни утаивают кредиты в других банках, другие приводят родителей со словами: «Мам, ты только возьми, а погашать я буду сам».
Доходит до чудачеств. Пришел однажды мужчина и чуть ли не на коленях молит, испортить ему кредитную историю, пожалуйста, я вас очень прошу, ну нет больше сил, сколько можно — из одного кредита ныряю в другой, третий… Мы сидим в растерянности. А он одумался, поднялся, ладно, говорит, у меня еще дети растут, все равно к вам идти придется…»
Горожане сейчас берут кредит, даже если и не собирались брать в долг. Как говорится, на всякий случай. «Специалисты нашего банка приглашают старых клиентов взять кредит с обещанием погасить старый, — отметили в одном из коммерческих банков. — И люди соглашаются. А еще подарок предложим — и клиент снова наш. Даже не задумывается, что новый кредит — это другие условия и другие процентные ставки. Может быть, потому что время беспокойное — от денег никто не отказывается».
Миллионом больше, миллионом меньше
Горожане легко расстаются с деньгами, утверждают в банке. При средней зарплате большинства заемщиков в 4 — 5 миллионов рублей, пару миллионов за обналичку и страховку отдают не жалея, приговаривая: миллионом больше, миллионом меньше. «Говорят, деньги обесцениваются с каждым днем — сегодня сумма в 20 миллионов еще звучит, а завтра это лишь кипа бумажек, — заметили в банке. — Надеются, что скоро нолики уберут и старые долги рухнут».
Другие клиенты в завтрашний день не заглядывают, живут сегодняшним. Берут в долг, чтобы продержаться до очередной получки. «Пришла, к примеру, доярка за десятью миллионами, — рассказал работник банка, — а ты ей сообщаешь, что она может все 25 взять, и она берет. Рассказывает, что и ремонт сделает, и детей в школу соберет, про проценты уже и не слушает…»
Свои Корейко
Вкладчики барановичских банков скрупулезнее и расчетливее заемщиков, капризнее и переменчивее. «Проценты по вкладам с восемью нулями могут пересчитывать полдня, за каждую цифру после запятой будут биться до последнего, — говорят в банке. — А узнают, что в соседнем банке ставку по вкладу подняли на один процент, тут же забирают вклады и перебегают к конкурентам».
Больше всего вкладчиков, как утверждают в банке, среди работников госсектора. За ними идут пенсионеры и предприниматели. Среди них не редкость свои Корейко. «Никогда по вкладчику не скажешь, что у него за душой большая сумма денег. Обладатели больших сумм неприметны и невзрачны, осторожны и боязливы, — говорят в банке. — И ведут себя скромнее, не в пример кредитующимся. Однажды к нам пенсионер заглянул — руки в земле, галоши в грязи, а на плече спортивная сумка. Думали — дверью ошибся, а он нам чуть ли не миллиард на вклад принес».
Людмила ПРОКОПОВА, Intex-press