Что такое — слава летописца?
Только что вышла в свет новая книга журналиста Александра Томковича, имя которого прекрасно знакомо читателям нашего еженедельника. Думаю, те, кто следит за его творчеством, изумленно воскликнут: опять?!Ну да — уже двадцатая!По идее — рекорд для Беларуси. Это прекрасный повод для поздравления коллеге и другу.
700 полноформатных страниц — честно, восхищаюсь.
И вот о чем думаю.
Иные после такого полезут в интернет и неожиданно выяснят: действительно, Томкович фантастически трудоспособен… Факт бесспорный. Однако на фоне многих и многих «мастеров бесстрашных букофф» в пользу неизбежной победы демократии, ну буквально увенчанных национальными и международными лаврами, он скромен, аки третьекурсник журфака.
Почему?
Классических, многим-многим известным по бесконечным чествованиям лавроносцев ни в чем не подозреваю. Упаси Господь! И — счастья вам всяческого! Да прибудут, друзья, новые заслуженные награды…
Но я — о Томковиче. Действительно ли он недооценен?
Кто был на презентации в «Галерэі «Ў», подтвердят: народу собралось под завязку. И не надо иронизировать, что один парнишка из провинции днями собрал на свой сольник аж саму «Арену».
Да, рэперу аплодировали несколько тысяч, а журналисту — сотня.
Но эта сотня — едва ли не вся гвардия, элита белорусской демократии. Боюсь называть имена, потому что по справедливости следует перечислить всех — их невозможно, преступно глупо ранжировать и выделять. Кстати, огромный плюс творчества Саши в том, что он наших гвардейцев не делит по званиям, не оценивает по заслугам — он просто фиксирует их неповторимую уникальность.
И эта сотня, пришедшая на бенефис моего друга Александра Томковича, — лучшая награда для него.
Во всех смыслах.
И все же мне очень хочется, чтобы коллеги зафиксировали то высшее моральное признание достоинства творчества достойным победным дипломом…
В заключение еще вот о чем — очевидном не для каждого.
Таким «незрячим» надо бы понять: он пишет в жанре, позарез нужном именно сегодня и очень важном для завтрашнего Беларуси — это, по сути, биографические хроники. Они — хлеб историков и суть истории. Но этот серый, не приторно-пирожный и не пышно-каравайный хлеб «печет» один лишь Томкович. Потому что куда заметнее, удобнее заниматься выпечкой «высокой» публицистической «кулинарии»…
А книга, похожая на академический том, между тем совсем не случайно называется «Найноўшая гісторыя ў асобах»…
Спасибо за огромный летописный труд, Саша!
Александр УЛИТЕНОК
* * *
Аляксандру Тамковічу
Сучаснасць
У нябыт ідзе
У буднях змрочна-шэрых,
А ты знаходзіш дзе-нідзе
І строіш выбітных людзей
У ганаровы шэраг.
Для ўлады гэта “чорны спіс”,
Ды я сцвярджаць бяруся,
Што ў тых імёнах ёсць абрыс
Сапраўднай Беларусі.
Не “чорны” спіс, а залаты,
І выбар твой — талковы…
Павінен быць
У спісе тым
Сам Аляксандр Тамковіч!
Алесь НЯЎВЕСЬ