Михалок: пусть псы гонятся за нами, но мы им отрежем хвосты
Концерт-презентация первого полностью белорусскоязычного альбома «Грай» группы «Ляпис Трубецкой», который состоялся 30 ноября в Вильнюсе, собрал более 11 тысяч человек.
Неизвестно, почувствовали ли профильные белорусские ведомства многотысячный отток населения в соседнее государство, однако с точностью можно утверждать, что литовская сторона сполна на себе ощутила все «прелести» пусть и кратковременной, но миграции.
Так, 28 ноября Вильнюс наводнили делегации стран Европейского союза и государств, участвующих в программе Восточного партнерства. В это же время по направлению к литовской столице устремились тысячи белорусских поклонников «Ляписа Трубецкого», которому на концертные площадки Беларуси путь негласно заказан с 2009 года.
Билеты на концерт были раскуплены еще в сентябре. А когда в октябре открылась возможность бронировать места в поездах и автобусах на Вильнюс, оказалось, что билеты на эти маршруты практически невозможно достать. Оптимистически настроенная публика понадеялась на удачу и накануне концерта приготовилась к штурму белорусско-литовской границы на личном автотранспорте. В итоге на пограничных переходах образовались очереди, ожидать в которых приходилось по 14 часов. Что там говорить, даже белорусскому коллективу Drum Ecstasy, который выступил на разогреве «Ляписов», довелось провести 9 часов в ожидании «зеленого света» в сторону Вильнюса. По свидетельствам очевидцев, сотрудники пограничных служб Беларуси и Литвы даже с удивлением снимали на мобильные телефоны огромные колонны людей, переходивших границу пешком.
Примечательно, что для Беларуси было выделено лишь 2,3 тыс. билетов, которые обеспечивались бесплатной визовой поддержкой.
«А вы из Минска?», — спросила корреспондента Naviny.by продавщица в одном из павильонов крупного торгового центра, который расположен неподалеку от арены Siemens. Получив утвердительный ответ, она отметила, что в последние дни ноября она чаще видит белорусов, чем литовцев. «Какая группа приезжает? «Ляпис Трубецкой»? Тогда понятно, почему у нас так много молодых людей из Беларуси», — сказала она.
За полтора часа до начала концерта входы в арену Siemens были ограждены металлическими турникетами, попасть за которые можно было только после тщательного обыска сотрудниками полиции. В отличие от своих белорусских коллег, те не пользовались металлодетекторами, а добросовестно, едва ли не по шею погружали свои головы в широко распахнутые рюкзаки прибывающей публики.
Тут и там встречалась «разбосячившаяся» молодежь, которая проворонила не только билеты на транспорт до литовской столицы, но и вовремя не озаботилась покупкой билета на концерт. Положившись на удачу группки таких искателей, сновали в надежде наткнуться на какого-нибудь спекулянта, который поможет им хоть и дороже, но миновать полицейский кардон, отделяющий их от кумиров.
За полчаса до начала выступления очередь у входов в арену разрослась втрое и стала напоминать несанкционированный митинг из-за сотен национальных бело-красно-белых флагов и прочей правой атрибутики. Группа особенно ярых поклонников «Ляписов» завела старую песню про яблони, но забыв текст, была освистана своими же. В ход был пущен единственный джокер — над томящейся очередью послышались слова из песни не менее популярного Александра Солодухи «Здравствуй, чужая милая», текст которой поклонники культовых минских рокеров знали почему-то практически до конца.
Хвост очереди подтянулся, когда музыканты Drum Ecstasy уже вовсю старались расшевелить с десяток тысяч человек собравшихся под крышей арены. Барабанщиков приняли достойно, но всеобщее ликование началось, когда команда Филиппа Чмыря ретировалась со сцены, над которой повис таинственный полумрак. Публика дала пару фальстартов, приняв за «Ляписов» несколько силуэтов сновавшего технического персонала.
Свет над подмостками возник одновременно с жизнеутверждающей лирикой Юзика Килевича, в которого традиционно между песнями перевоплощается лидер «Ляписов» Сергей Михалок. Отпустивший месячную бороду, он вместе с Павлом Булатниковым, вторым вокалистом группы, предстал перед публикой в неизменных подстреленных шортах, футболке и кепке на стриженую голову. Послышались жесткие гитарные риффы и тяжелая перкуссия, а спустя мгновение уже тысячи голосов в унисон вторили вокалистом, что важно «Не быць скотам».
После десятка сыгранных композиций из альбомов последних лет, среди многочисленных бело-красно-белых флагов над танцполом взвились четыре хоругви гражданской кампании «Говори правду!», лидер которой Владимир Некляев также был замечен на концерте.
После песни «Нафта», озабоченная вопросами охраны окружающей среды и проблемами истощения земных недр публика наконец-то поняла, что за окном не ощетинившийся резиновыми дубинками Минск, а вполне себе политтолерантный Вильнюс, и стало громогласно утверждать «Жыве Беларусь!».
«Нам хотелось бы, чтобы этот концерт был эмоциональным, чтобы в нем были задействованы наши дикие творческие инстинкты, — обратился к поклонникам Михалок. — Все знают о наших убеждениях, они не изменились. Если по-настоящему верить, то в любое время года, как в сказке «12 месяцев», могут расцвести подснежники. Нам надоела эта долгая и глубокая, холодная и ужасная зима. Давайте верить и ждать, что она пройдет».
Вопреки известной поговорке, гласящей, что из песни слова не выкинешь, лидер «Ляписов» ловко подменил имя Гагарина на Некляева в строчке песни «Рамонкі».
После музыканты решили отойти от напряженной гражданской тематики и обратились к тем своим песням, которые чаще вызывают улыбку. После пары песен вроде «Котика» и «Принцессы» Михалок сдался и спел про «Ружовыя акуляры» под видеокадры из Северной Кореи, где на параде усердно вышагивали женщины с автоматами.
Когда музыка утихла, он напомнил, что главным оружием в жизни является смех. «Давайте будем смеяться, и мир улыбнется нам в ответ», — сказал Михалок.
Едва заслышав первые аккорды проникновенной песни «Я верю», танцпол и трибуны наводнили яркие светлячки зажигалок и фонариков мобильных телефонов, зал превратился в сплошное звездное небо.
Памятуя про инициативу белорусских властей ввести «налог на тунеядцев», публика с особым задором соглашалась с Михалком, что на «социальную защищенность и пенсионный фонд» следует просто положить «железобетонный болт».
Лидер «Ляписов» также напомнил зрителям о разгоне силами украинской милиции участников протестных выступлений в Украине против сворачивания процесса интеграции с Евросоюзом. На этой волне были спеты песни Belarus Freedom и «Грай», сопровождавшаяся кадрами разгона Евромайдана.
«К сожалению, мы поем не о том, что нафантазируем, а о том, что видим вокруг. Гангрена начала расползаться и проросла в родной Беларуси. Потом появились темные пятна в России, Казахстане, на территории бывшего СССР. Они называют нас с вами «змагарами», «вшивой интеллигенцией», «пятой колонной», при этом упоминают ЦРУ, контрразведку… Пусть псы гонятся за нами, но мы им отрежем хвосты — наше время придет», — сказал музыкант, добавив, что разделяет желание белорусов жить в «своей маленькой европейской стране, где никто не диктует, какой должен быть флаг, гимн и куда тратить деньги».
«Они хотят, чтобы рок-н-ролл превратился в театральные квартирники, где мы бы собирались по 50 человек», — подчеркнул Михалок, категорически заверив, что такого не случится. — Мы грубые, неотесанные и простые ребята, но мы сердцем чувствуем, что скоро все будет хорошо, свободно и весело».
Музыкант тут же поправился, что концерт — это не политический митинг, и «Ляписы» не выдвигают свои кандидатуры», чтобы быть лидерами народа. «А зря, мы бы тебя поддержали, Сережа», — донеслось с разных точек танцпола.
Фото Дмитрия Безкоровайного
На этой ноте музыканты театрально ушли, чтобы вскоре вернуться и спеть на бис о том, как нужно «убить в себе государство» по рецепту почившего лидера «Гражданской обороны» Егора Летова, а также как «убить раба» в себе по собственному рецепту.
Призвав «сохранять тепло в своей душе», поскольку «зима может быть долгой», музыканты завершили свой грандиозный концерт теплой композицией «Сонейка».
Концерт в поддержку альбома «Грай», изданного в нынешнем году, стал рекордным по хронометражу и количеству исполненных песен. Так, его продолжительность составила около 2,5 часов, и за это время музыканты исполнили около 30 песен.
В первый белорусскоязычный альбом «Грай» вошли 12 композиций на белорусском языке, десять из которых ранее были представлены в альбомах «Капитал» (2007), Manifest (2008), «Культпросвет» (2009), «Веселые картинки» (2011), «Рабкор» (2012). Две песни — «Месяц» и «Сонейка» — были написаны специально для альбома «Грай». Единственная песня из нового альбома группы, которая так и не была спета во время концерта, — «Зорачкі», ранее представленная в альбоме Manifest.
Захар ЩЕРБАКОВ, Naviny.by
Фото TUT.by