Владимир Некляев: Украина всерьез развернулась к свободе и демократии
То, что происходит в эти дни в Киеве, многим политологам напоминает события декабря 2010 года в Минске — прежде всего возможностью силового подавления мирного протеста. Реальна ли такая опасность, как вообще оценивает события, происходящие сейчас в Украине, один из главных участников похожих минских событий, кандидат в президенты Беларуси на выборах 2010 года Владимир Некляев?
— Я оцениваю нынешние события в Киеве как серьезную попытку разворота Украины к свободе и демократии. И поскольку этот разворот совершает народ, то даже в случае силовых действий повернуть события вспять вряд ли кому-нибудь удастся.
— Но Украина ведь уже совершала подобный разворот во время «оранжевой революции» — и все же команде Януковича удалось переломить тенденцию…
— В том, что происходило осенью 2004 года во время «оранжевой революции», и в том, что происходит сейчас, есть принципиальная разница. Девять лет назад причиной протестов послужило объявление о победе тогдашнего премьер-министра Виктора Януковича на президентских выборах. Удалось добиться переголосования, которое закончилось победой Виктора Ющенко. То есть, тогда решался вопрос: кто у власти? Мол, этот вопрос решим, а дальше посмотрим. Оказалось, что дальше надо было смотреть сразу. Как пытаются украинцы посмотреть сейчас, делая не выбор личностей, а выбор ценностей. Именно таковым выбором является требование подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом, срыв которого и послужил толчком для нынешних протестов.
Вопрос, повторяю, ценностный, а не личностный. Он не в том, кто подпишет соглашение: Янукович или кто-то другой.
Кстати, этот кто-то другой в нынешней ситуации может оказаться вовсе не Юлией Тимошенко или Виталием Кличко, Олегом Тягнибоком или Арсением Яценюком. В Украине сейчас не два, власть и оппозиция, а, как это было в Беларуси в 2010 году, три игрока. И третий игрок готов к любым ставкам.
— Исходя из опыта протестов 2010 года в Минске, как вы можете оценить нынешние действия лидеров украинской оппозиции?
— Трудно сказать, как будет дальше, но пока в их действиях я не вижу серьезных просчетов. У них есть план мирного протеста — и они его выполняют.
— Вы что, знаете их план?
— Я не знаю, потому что не могу знать плана в деталях, но в общих чертах, встречаясь и разговаривая с лидерами украинской оппозиции на недавнем саммите Восточного партнерства, я получил о нем представление. Главное, что он мирный. Например, в разговоре с Арсением Яценюком, сказав, что протест может перерасти в революцию, а при революциях всякое случается, я выразил готовность вместе с нашими активистами (как раз приехавшими на концерт «Ляписов» в Вильнюс) поехать в Киев, на что он, поблагодарив за предложение, ответил: никаких «революционно-боевых действий» не планируется, поэтому помощи друзей-соседей пока не требуется. Тем не менее, некоторые из наших активистов все же отправились из Литвы в Украину и были на Майдане, выявив солидарность с теми, кто видит будущее Украины свободным, демократическим, европейским. То есть, таким же, каким мы видим будущее Беларуси.
— Многие рассматривают сейчас Украину как плацдарм, на котором ведется война между Россией и Евросоюзом. Вы согласны с такой точкой зрения?
— Я уже сказал о третьем игроке… Присутствует, конечно, и четвертый. Но Украина — не плацдарм. Украина — это Украина. Это украинский народ, который не собирается воевать против России за Евросоюз или наоборот. Он собирается стоять за уважением к себе как к народу, за свою независимость и свободу. И уже видно, что выстоит.