Частные предприниматели, торгующие на рынках товарами легкой промышленности, могут исчезнуть в Беларуси. Причины две: правила техрегламента ТС и конкуренция с крупным бизнесом.
В последний день ноября министерство экономики Беларуси отказалось от своих планов с 1 декабря запретить предпринимателям, которые платят единый налог, пользоваться упрощенным порядком подтверждения соответствия продукции легпрома техрегламенту Таможенного союза. Применение этой нормы, отмечают наблюдатели, фактически означало бы запрет на продажу товаров, не имеющих документального подтверждения своего происхождения, и поставило бы крест на работе предпринимателей-челноков. Пока власти перенесли вступление в действие новых правил на 1 июля 2014 года. Но челноков это никак не успокоило.
Рынок пуст
Самый большой в Могилеве «Виленский рынок» в начале декабря полупуст. Опасаясь введения драконовских мер со стороны контролирующих органов, предприниматели выбрали две тактики поведения. Часть торговцев вывесили на своих палатках таблички «товар не сертифицирован» и вышли на работу в надежде, что их не проверят. Другая половина предпочла не платить единый налог и прекратила работу до середины февраля.
Как пояснила одна из предпринимательниц, не пожелавшая назвать свое имя, не работать зимой выгоднее. В декабре люди хотя бы ищут подарки к новому году, но она не решилась открыть свою точку, испугавшись обещания властей конфисковать товар без документов. А январь — абсолютно мертвый месяц для торговли, и покупателей не будет до середины февраля, пока не начнутся праздники.
О будущем практически все челноки, закупающие мелкие партии товара на московских или черниговских оптовых рынках и потом продающие их в Беларуси, говорят с тревогой. Ведь если не с 1 декабря, то в июле, признают они, многим придется прекратить торговлю. «Техрегламент ТС уничтожит нас как класс», — такое мнение можно было услышать из их уст неоднократно.
Конкуренция их погубит
Но кроме техрегламента Таможенного союза у челноков есть еще один, гораздо более серьезный враг, считает кандидат экономических наук Петр Мигурский, изучающий в качестве независимого эксперта социально-экономическое положение в Могилева. Он обращает внимание на большое количество гипермаркетов, открывшихся в городе. Один из них — «Евроопт» — стоит буквально за забором рынка и постоянно предлагает скидки, борясь за покупателя.
Уже сегодня в Могилеве конкурируют между собой не менее пяти торговых сетей. Достраивается огромный многофункциональный комплекс литовского-швейцарского инвестора AGSA и еще полдесятка гипермаркетов, примерно еще у стольких заложен фундамент. Город на сегодня, полагает Мигурский, перенасыщен торговыми центрами, ведь они появились даже в жилых кварталах и, по сути, стали магазинами шаговой доступности.
В будущем, прогнозирует Петр Мигурский, часть инвесторов рискуют понести убытки. Однако что плохо инвестору, то хорошо покупателю, ведь широкое предложение заставляет торговлю снижать цены. Ассортимент товаров у челноков, замечает экономист, делится на несколько категорий: верхняя и нижняя одежда, обувь, галантерея и детские игрушки. Все вышеперечисленное есть в отделах легпрома гипермаркетов, с которыми челноки не выдерживают конкуренции.
Одежда из продмага
«Это странновато звучит, но сегодня в продуктовых магазинах можно неплохо одеться», — соглашается с экспертом заместитель председателя Белорусской социал-демократической партии (Грамада) Игорь Борисов. В гипермаркетах, говорит он, продается много небрендовой одежды стоимостью от 5 до 50 евро, что соответствует ценам челноков.
Небогатому покупателю нет необходимости посещать рынок. Зайдя за продуктами, он неспеша может выбрать кое-что из одежды и здесь же, что немаловажно, в тепле примерить выбранный товар, на который есть все сертификаты с указанием производителя.
А ведь год назад, вспоминает Борисов, когда могилевские власти хотели закрыть часть рынков, на защиту челноков встали общественные активисты и политики. Они помогли собрать необходимое количество подписей под петицией к властям, провели общественные слушания. Но сегодня ситуация настолько изменилась, что найти человека, защищающего мелких торговцов-челноков, практически невозможно. Челноки, говорит Борисов, постепенно превратились в маргинальную социальную прослойку.
Контекст
Не жалуют их и работники банковского сектора. Автор аналитического блога на экономические темы Евгений Андреенко отмечает, что челноки часто приходят просить кредит на развитие бизнеса, но банки им отказывают. Дело в том, объясняет он, что банкам нужны определенные гарантии возврата денег. Как вариант, они могли бы брать в залог остатки товара, принадлежащего предпринимателям. Но этому мешает опять-таки отсутствие документов на товар. Получается, челноки критикуют власти за требование вести необходимый документооборот, но отсутствие сертификатов на товар вредит им самим.
Спасение утопающих
В таких условиях мелкие торговцы остались один на один со своими проблемами, и в этом они виноваты сами, указывает председатель Общественного объединения предпринимателей Могилевской области Татьяна Козловская. Несколько раз она предлагала челнокам вступить в ее бизнес-ассоциацию, но те отказывались, узнав, что ежегодно нужно будет платить членский взнос.
«Они пожалели 80 долларов в год, а теперь даже мы не можем им помочь, так как они не члены нашей организации», — сетует Козловская. Более того, добавляет она, челноки не могут договориться даже между собой, живя по принципу «каждый сам за себя».
По ее мнению, власти прекрасно понимают, что сегодня закрытие рынков не вызовет негативной реакции граждан. Ведь речь давно уже не идет о дефиците товаров, скорее, наблюдается их избыток. Но власть, предупреждает Козловская, должна быть готова к другой проблеме — через полгода значительная часть нынешних предпринимателей-челноков будет стоять у дверей местного центра занятости.
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…